Малый бизнес на Урале: прогнозы и ожидания


3 Декабря 2013
Малый бизнес на Урале: прогнозы и ожидания

 

В Екатеринбурге Коалиция Киоскеров совместно с журналом «Эксперт-Урал» и Медиасоюзом провела круглый стол, посвященный актуальным проблемам малых и средних торговых предприятий. В ходе круглого стола участники обсудили стратегические приоритеты и перспективы развития потребительского рынка Екатеринбурга, подходы к изменению форматов торговой точки,  земельные и налоговые отношения в сфере розничной торговли.

 

Свердловская область показывает динамичный рост в сфере розничной торговли: увеличивается оборот, и стабильно растет количество квадратных метров торговой площади на 1 тыс. жителей*. Однако ситуация в торговле не столь однозначна. Эксперты выразили обеспокоенность, что прирост происходит за счет увеличения количества сетевых торговых объектов, которые уверенно вытесняют с рынка малоформатную торговлю, позиции которой ослабевают стараниями федеральных и региональных законодателей. Повышение налоговых сборов, изъятие целых товарных категорий из оборота мелкой розницы, увеличение арендных ставок, хаотичное и непродуманное изменение требований к схемам размещения нестационарных торговых объектов ставит под удар и без того самую уязвимую категорию – киоски.

 

Андрей Артемьев, директор Екатеринбургского муниципального центра защиты потребителей, считает, что население, на благо которого должны происходить изменения в торговле, не одобряет исчезновение киосков. «Есть такие виды продукции, за которыми в торговые сети потребители не пойдут, поэтому точки шаговой доступности должны оставаться и предлагать продукты, нужные каждый день. Регулирование в этой сфере допускает перегибы, маленькие предприниматели вытесняются с рынка, что в первую очередь неудобно потребителю. Изъятие из оборота мелкой розницы определенных видов продукции тоже существенно сказывается. Я боюсь, что это может привести к развитию теневого рынка», – отмечает он.

 

Позицию городских властей, изложил Алексей Корабельников, депутат Законодательного Собрания Свердловской области, заместитель комитета предпринимательства : «Малый бизнес – это основа основ любой экономики. Для начинающих предпринимателей мелкорозничная торговля, например, павильоны, – это определенный старт. Поэтому очень важно определить круг мелкорозничных объектов и оставить их в черте города».

 

От лица предпринимателей выступил Владимир Ладыгин, генеральный директор Агентства «Газеты в розницу» (сеть «Роспечать»):  «Задача малого и среднего бизнеса – не кормить бюджет, а снимать давление с бюджета. Каким образом? Создав рабочее место, человек, не пойдет в службу занятости.  Взять, к примеру, наше предприятие. У нас работает 100 человек, ежегодно наша компания отчисляет 18 млн. руб. налогов. Если нас вынудят закрыться, а все идет к тому, значит, 100 человек пойдет в службу занятости и примерно 600 тыс. в месяц  служба занятости будет выплачивать в качестве пособий. Это хорошо повлияет на бюджет? Необходимо поменять точку зрения на малый бизнес – это не кормилец государства, это организации, снимающие давление с бюджета».

 

Координатор Коалиции Киоскеров по Свердловской области Ильдар Рахматуллин в своем выступлении сделал акцент на бюрократических барьерах, с которыми постоянно вынуждены сталкиваться бизнесмены региона: «Мы не чувствуем поддержки государства, которая столь необходима предпринимателям. Мы хотим законно развивать свой бизнес, чему зачастую препятствуют бюрократия на местах и действия проверяющих органов».

 

О том, как предпринимателям выжить в современных условиях, рассказал Илья Тыщенко, руководитель Екатеринбургского городского отделения «ОПОРЫ России»: «Развитие  торговли можно сравнить с эволюцией человечества – выживает сильнейший. Сложно работать, сложно выживать, но это естественный процесс, поэтому нам надо приспосабливаться, возможно, объединять торговлю со сферой услуг, получать от этого синергию и идти дальше».

 

В завершение круглого стола  Владлен Максимов, президент Коалиции Киоскеров, отметил: «Мы не против крупной торговли, безусловно, она будет развиваться, и ее процент в товарообороте объективно растет. Но должна быть реальная многоформатность, которая есть во всем мире». Он также пригласил предпринимателей к сотрудничеству и призвал активнее отстаивать свою позицию на местном и федеральном уровне.

 

Круглый стол в Екатеринбурге стал третьим в цикле встреч, запланированных Коалицией Киоскеров до конца года по всей стране от Санкт-Петербурга до Владивостока. Цель мероприятий – обратить внимание властей, от которых зависит выживание десятков тысяч предприятий мелкой розницы, на проблемы регулирования розничной торговли в России.

 

 

 *По данным регионального Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области в 2012 году оборот розничной торговли в свердловской области составил 859 млрд. руб., что выше показателя 2011 года на 12%. Сейчас в розничную торговую сеть входит более 25 тыс. торговых объектов. Из них 77% приходится на стационарные и 23% на нестационарные объекты. Сейчас в свердловской области работает 7700 магазинов входящие в торговые сети, в том числе: 23%  международные и федеральные ритейлеры,  13% областные сети,  64% локальные магазины. Сейчас на 1000 свердловчан приходится 750 кв. м торговых площадей. Каждый год, по данным министерства, эта цифра увеличивается на 5 %.


Материалы по теме: 

  1. УралИнформБюро
  2. Ларьки «в сухом законе»: как в Кургане выживает ларечный бизнес
  3. Грезы и слезы киоскера

 


Возврат к списку