"Вчера уволил 30 сотрудников": кого сократят из-за коронавируса


27 Марта 2020

Жертвами эпидемии коронавируса в России могут стать миллионы людей — помимо заболевших, от карантинных мер и падения спроса уже пострадали тысячи предпринимателей. За каждым из них стоят сотрудники, которые в ближайшее время останутся без работы или лишатся части доходов, а значит, не принесут своих денег в экономику. К финансовым потерям добавляется почти животный страх перед эпидемией, из-за которого экономический кризис рискует стать более страшным, чем дефолт 1998 года.

Предприниматели рассказали «МК», как переживают пандемию индустрии торговли, фитнеса, развлечений и общепита и как кризис изменит привычный уклад жизни россиян.

«Вымыл ли клоун руки?»

Руководитель центра развлечений для детей в одном из торговых центров Москвы Алла Боровая отмечает, что выручка ее компании упала на 80% в сравнении с прошлым месяцем. Падение началось после указа о запрете мероприятий численностью более 50 человек. Рассчитаться с налогами и арендой удалось благодаря прибыли за прошлый период, но как выживать дальше — неизвестно. Отменились мероприятия не только в торговых центрах, но и на выезде — родители не хотят приглашать в дом даже одного клоуна.

— Поскольку речь идет о здоровье детей, то сразу же начинаются вопросы: а вымыл ли клоун руки, хорошо ли чистил свой костюм, а где он был до того, как зашел в дом? Мы могли бы на них ответить, но люди просто отменили заказы. Реклама идет, а телефон молчит.

Партнер Аллы по индустрии вчера уволил первых 30 сотрудников. Женщина предполагает, что по всей Москве могут пострадать десятки тысяч людей, связанных с детскими мероприятиями. Большинство из них — самозанятые и не получат никаких компенсаций.

— В США и Европе государство выплачивает компенсации сотрудникам, которые не работают, дают доступные кредиты. У нас — ничего. Если про рестораны и турбизнес еще пишут, то индустрию детских развлечений просто не заметили. Закрылись, и ладно. А это десятки тысяч людей.

«Вместо свадеб — люди в масках»

Генеральный директор ивент-агентства, специализирующегося на организации городских мероприятий, Мария Гальперина, также терпит убытки, но сотрудников не увольняет — выплата положенных по закону нескольких окладов каждому работнику будет означать полное банкротство. Часть артистов и сотрудников, которые трудились по праздникам и выходным, накопили достаточно отгулов, другие работают удаленно. Коллеги Марии по индустрии переводят работников на полставки. По прогнозам эксперта, простой может затянуться до конца лета — подготовка к большинству крупных городских мероприятий занимает несколько месяцев, и даже если карантин закончится в мае, москвичи могут не увидеть привычных фестивалей по крайней мере до августа. При этом без поддержки государства и банков ивент-индустрия продержится не дольше 2–3 месяцев.

— Мы работаем с городом, это наш единственный заказчик, больше не от кого ждать поддержки. Банки и раньше не особо охотно кредитовали, несмотря на 7-летнюю историю работы по госконтрактам. Сейчас пытаемся перевести работу в онлайн. Попробуем провести «Библионочь» в апреле удаленно — актеры, чтецы будут выступать в разных точках, а зрители смотреть трансляцию. Если, конечно, не введут комендантский час.

Фотограф Кирилл Затрутин рассказал, что из его коллег первыми пострадали «свадебщики». Отменяют и выставки, концерты, все события, на которых традиционно работали фотографы. Многие теперь пытаются заработать на продаже своих работ в фотобанки, но чтобы получить там сопоставимые зарплаты, нужно проработать несколько месяцев.

— В фотобанках сейчас пользуются спросом фотографии врачей и людей в масках. Но чтобы продать там работу, надо получить паспортные данные и согласие от каждого человека на фото. За один снимок можно заработать 20 центов и пробегать неделю с документами. Я пока постоянно работаю с крупной компанией по доставке пиццы, но если у них начнутся проблемы, лучше потратить время в простое на обучение.

«Работу потеряет до полумиллиона представителей фитнес-индустрии»

Перед самым закрытием фитнес-клубам пришлось потратить значительные средства на санитарную обработку и средства дезинфекции. По распоряжению Роспотребнадзора клубы закупали дезинфицирующие лампы, месячный запас масок, санитайзеров по завышенным ценам — иначе дефицитные товары не достать. Через два дня клубы полностью закрыли.

По словам управляющего партнера консалтинговой компании в сфере фитнес-индустрии Антона Смирнова, в результате карантина может закрыться до 40% клубов.

— В Москве и области примерно 2200 фитнес-объектов, небольшие студии пытаются работать, объясняя это тем, что у них не собирается больше 50 человек, но наши юристы пояснили, что это незаконно. Компании могут ждать санкции, а если кто-то скажет, что там заразился, — директору грозит до 7 лет тюрьмы. Многие боятся попасть под «показательную порку», поэтому 99% объектов закрылись.

Карантин может оставить без работы до 100 тысяч человек в Москве и до полумиллиона по всей стране. Большинство тренеров работали как ИП или по договору с клубом, получая деньги в основном от индивидуальных и групповых занятий, которые фактически провели. Теперь эти люди остались без средств. Кто-то пытается проводить занятия на улице, но, по мнению Антона Смирнова, это тоже на грани нарушения.

По его прогнозам, выжившие после карантина клубы будут вынуждены снизить цены, ввести для клиентов платежи за каждый месяц вместо покупки годовой карты. Чтобы не потерять клиентов, клубы запускают онлайн-тренировки, которые смотрят около 600 человек на пике, но заработать на этом не выйдет. Некоторые запускают сбор средств на зарплату оставшихся без работы тренеров — среди них много иногородних, которым нечем платить за квартиру.

«Экономика осталась без топлива»

Владелец московского бара Андрей признается, что выручка в прошлую пятницу составила 5000 рублей. Аренда помещения стоит 600 тысяч. Две недели назад в пятницу на входе в бар собиралась очередь. Создатель кофейни, торгующей зернами собственной обжарки, Артем Темиров, отмечает, что посещаемость пока упала на 20–25%, но у коллег, не имеющих постоянных клиентов, падает до 90%. Бизнес Артема спасается за счет продажи кофейных зерен, но те, кто не может уйти в онлайн, готовы к временному закрытию уже в ближайшее время.

По словам члена некоммерческого партнерства «Лига хостелов» Евгения Насонова, малые гостиницы пострадали меньше всего — город предоставил льготы на аренду, а персонала на этих объектах немного. Крупные пятизвездочные отели тоже имеют запас прочности за счет прошлых доходов, но президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров считает, что речь идет даже не о нескольких месяцах.

— Хозяин пятизвездочного отеля из Питера говорит: заполняемость с 2% выросла в выходные до 12% — значит, еще живем. Кто-то держится, кто-то уже нет, но деньги, которые не получат сотрудники, повара, — это топливо, которое не попадет в экономику. Люди не отнесут их в магазины, в кафе, а значит, потеряют все, особенно те, у кого есть кредиты и ипотеки. И если банки будут зажиматься, не будут снижать ставки — они вобьют последний кол в экономику. Пережить это можно, но что будет в стране после карантина — непонятно.

«Ключевой вопрос — арендные платежи»

Одна из самых острых проблем почти для всех опрошенных предпринимателей — аренда, забирающая до 40% чистого дохода. Глава Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов сообщил «МК», что крупнейшие объединения предпринимателей направили письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с перечнем необходимых мер для спасения экономики. В их числе отмена арендных платежей там, где собственником помещения или земли является город, и «кредитная амнистия»: запрет на расторжение договоров аренды и отсрочки по обслуживанию кредитов для арендодателей.

Чтобы выполнить поручение президента о сохранении стабильности на рынке труда, предприниматели просят не только предоставить отсрочки, но и полностью отменить начисление НДС на 6 месяцев для наиболее пострадавших сфер — торговли, услуг и общепита, разрешить отправлять сотрудников в вынужденный отпуск сроком до 6 месяцев, с компенсацией им до 80% заработной платы за счет государства.

«Этот кризис хуже, чем в 1998-м — там все касалось только денег, а сейчас — еще и животный страх перед пандемией, с которым люди пока не могут справиться», — отмечает глава ивент-агентства Мария Гальперина.


Источник: МК

Возврат к списку