Валерий Васильев провел «круглый стол» на тему «О мерах по развитию конкуренции в сфере розничной торговли»


2 Июня 2021
Валерий Васильев провел «круглый стол» на тему «О мерах по развитию конкуренции в сфере розничной торговли»

1 июня, в Совете Федерации, Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Васильев провел «Круглый стол» на тему «О мерах по развитию конкуренции в сфере розничной торговли».

Валерий Васильев отметил, что именно в сфере розничной торговли формируется окончательная цена на товары для потребителей. И наличие конкуренции в этой сфере, а также насыщение рынка товарами – это те рыночные инструменты, которые позволяют сдерживать цены. «Наша задача соблюсти баланс в вопросах ценовой политики и качества продукции, доступности торговых объектов для покупателей и развития предпринимательства в субъектах Федерации, в первую очередь в малом и среднем сегменте — это налоговые поступления в региональные бюджеты».

Валерий Васильев: доля крупных, так называемых федеральных торговых сетей с каждым годом увеличивается, концентрация рынка розничной торговли растет, и этот процесс не собирается останавливаться. «Стратегическая цель крупных сетей – занимать лидирующие позиции на рынке. Это естественно для любого крупного бизнеса. Но мы понимаем, что монополизация рынка розничной торговли в конечном итоге ни к чему хорошему не приведет. Будут картельные сговоры, вытеснение несетевой торговли, централизация закупок, схлопывание рынков сбыта для местных представителей малого и среднего бизнеса, так как торговым сетям удобнее и надежнее работать с крупными производителями, в результате — потери бюджетов субъектов Федерации, потери рабочих мест».


Валерий Васильев
 подчеркнул, что ФАС России «держит руку на пульсе» и прежде чем дать согласие на такие сделки, проверяет доминирующее положение сетей.

По его словам, Председателем Правительства РФ было подписано Распоряжение с рекомендациями органам исполнительной власти регионов и органам местного самоуправления по стимулированию предпринимательской активности и самозанятости граждан, расширению возможностей сбыта продукции отечественных производителей товаров. Рекомендовано, в том числе оказывать содействие в получении юридическими и физическими лицами необходимого количества мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, торговых мест на ярмарках и розничных рынках. Предложено продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов, содействовать открытию новых торговых объектов всех форм торговли, обеспечить фермерским хозяйствам, а также гражданам, которые ведут личное подсобное хозяйство, занимаются садоводством, огородничеством, возможность реализовывать свою продукцию.


По словам сенатора, пандемия новой коронавирусной инфекции оказала серьезное влияние на развитие отрасли торговли в прошлом году. Произошло снижение оборота розничной торговли причем преимущественно за счет малых форматов торговли, так как в регионах были закрыты рынки, нестационарные и мобильные торговые объекты, не проводились ярмарочные мероприятия.

«Но доля розничных рынков в структуре оборота розничной торговли стала неуклонно снижаться задолго по пандемии. По информации Минпромторга России за время действия Федерального закона о розничных рынках с 2007 года количество рынков сократилось в 6,5 раз. Основная причина в том, что к ним предъявляются очень жесткие требования. Считаю целесообразным обсудить возможность устранения избыточных административных барьеров в деятельности розничных рынков», — сказал он.

Участники обсуждения затронули такие темы, как увеличение доли крупных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли с одновременным сокращением числа региональных розничных сетей и несетевых магазинов, проблемы взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства с федеральными торговыми сетями, в том числе по причине централизации закупок, расширение рынков сбыта продукции субъектов МСП — региональных производителей.

В мероприятии приняли участие член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Савин, статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли РФ Виктор ЕвтуховНадежда Шаравская, начальник Управления контроля социальной сферы, торговли и непроизводственных услуг Федеральной антимонопольной службы, Сергей Лисовский, член Совета по вопросам агропромышленного комплекса природопользования при Совете Федерации, Светлана Нерушай, председатель Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, Наталия Кошелева, Вице-президент Ассоциации малоформатной торговли, Координатор по Сибири и Дальнему Востоку, Исполнительный директор НОО «ОПОРА РОССИИ» и Леонид Нестеренко, Директор Ассоциации производителей питьевой воды в розлив, руководитель комиссии по автоматизированной торговле «ОПОРЫ РОССИИ», член Правления Ассоциации «НП «ОПОРА».


В своем выступлении на тему «О реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года №208-р и о мерах по расширению и укреплению товаропроводящей цепочки малого бизнеса» Наталия Кошелева рассказала, что распоряжением Правительства РФ от 30.01.2021 г. №208-р была дана рекомендация региональным и местным органам власти всемерно способствовать развитию нестационарной и развозной торговли. Минпромторгом РФ «ОПОРЕ РОССИИ» и Ассоциации малоформатной торговли (АМТ) было предложено на постоянной основе осуществлять мониторинг исполнения положений Распоряжения, оказывать методическую и экспертную помощь не только предпринимателям, но и органам власти. В результате опросов, обращений и совещаний стало понятно, что основная проблематика по вопросу НТО упирается не в позицию региональных властей, а все же в муниципальный уровень.


Наталия Кошелева обратила внимание, что все эти вопросы мог снять 381 ФЗ с изменениями. Он уже несколько лет остается без движения (в ГД РФ). Мы надеемся и просим повлиять на возобновление работы по нему, тем более, что те замечания, которые к проекту имелись, устранены. Реализация данного предложения поможет сохранить тысячи добросовестных предпринимателей.

Леонид Нестеренко рассказал о развитии современных автоматизированных форматов торговли и о государственной политике в отношении автоматизированных торговых систем. Не смотря на поддержку на федеральном уровне, а именно: Распоряжение Правительства РФ № 208-р от 30.01.2021 и Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, многие решения на местном уровне не способствуют улучшению положения. Например, изменение концепции вокзалов и досрочное расторжение договоров, изменение схем на размещение НТО и введение торгового сбора в Москве.

Леонидом Нестеренко были предложены некоторые варианты решения: создать рабочую группу по развитию автоматизированной торговли в Министерстве промышленности и торговли РФ с участием представителей Опоры России, Министерства промышленности и торговли, Министерства экономического развития. Снизить торговый сбор для предприятий автоматизированной торговли в г. Москве. Внести изменения в федеральный закон №381 ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" и утвердить минимальный срок заключения договоров - 5 лет и возможность пролонгации договоров при соблюдении условий добросовестности.

Источник: Совет Федерации


Возврат к списку