В России хотят запретить продажу энергетических напитков несовершеннолетним


22 Февраля 2023
С прицелом на мегаполисы

История энергетических напитков исчисляется всего четырьмя десятилетиями. В начале 1980‑х годов некий австриец по имени Дитрих Мятешиц, находясь на отдыхе в Таиланде, пристрастился к тамошним тонизирующим напиткам, настоянным на тропических травах. Питие бодрило, щекотало нервы и поднимало работоспособность.

Решив осчастливить энергетиками как соотечественников, так и всю Европу, окрыленный австриец создал первую компанию по производству напитков-стимуляторов. Теперь она ежегодно выпускает 1 миллиард банок и отправляет продукцию в 70 стран мира.

В конце 1990‑х годов дистрибьюторы стали появляться и в России. Причем в Петербург энергетики (они же энерготоники) пришли раньше, чем в Первопрестольную. Эксперты рынка объясняют это менталитетом жителей Северной столицы, нашей с вами — цитируем по официальному отчету — «склонностью к западной моде». Кстати, и до сих пор российский рынок энергетиков в наибольшей степени ориентирован на обитателей мегаполисов, где уровень материального благосостояния выше, нежели в небольших городах.

В 2005 году Роспотребнадзор под руководством незабвенного Геннадия Онищенко, искреннего радетеля за физиологическое благополучие соотечественников, издал рекомендательный документ «Об усилении надзора за напитками, содержащими тонизирующие компоненты». В нем содержалось предложение запретить продажу энергетиков в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодежи, в том числе на дискотеках, в ночных клубах и им подобных заведениях.

В пояснительной части документа особо подчеркивалось, что содержание кофеина в безалкогольных энергетиках составляет от 150 до 320 миллиграммов на литр при рекомендуемом верхнем допустимом его уровне 150 миллиграммов в сутки. К тому же в рецептуру многих напитков входят биологически активные вещества.

Усиливать надзор предлагалось в отсутствие достоверных научных данных о воздействии напитков на здоровье людей, особенно детей и подростков, о возможных изменениях психофизического поведения человека при одновременном упот­реблении тонизирующих веществ и алкоголя. Да и комплексная токсикологическая оценка безопасности рецептур энергонапитков в России в то время не проводилась.

Поэтому рекомендации Роспот­ребнадзора как появились, так и… почили в бозе. Но года через три активизировалась Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (Госнаркоконтроль), настаивавшая на своем компетентном мнении: энергетические напитки содержат психотропные вещества и являются своего рода наркотиком. Тогда же наркоконтролеры потребовали от Министерства здравоохранения и социального развития дать окончательное заключение: какие вещества, входящие в состав энергетиков, вредны, а какие нет.

Со своей же стороны они утверждали, что энергетики противопоказаны детям и подросткам, беременным женщинам и пожилым людям, а также гипертоникам и сердечникам; что суточная доза таких напитков — не более одной банки, и их категорически нельзя смешивать с алкоголем, так как это чревато серьезным обезвоживанием организма.

Как выполнялись требования контролеров «по наркотикам», широкой общественности не сообщалось.

«Окрыленное» поколение

Еще через три года очнувшийся Рос­потребнадзор с группой единомышленников инициировал принятие законопроекта об ограничении розничной продажи и потребления энергетиков. Депутаты Госдумы (тогдашние, конечно) его не поддержали, забили инициаторов своими доводами.

Он‑де (законопроект) противоречит как гражданскому, так и административному кодексам Российской Федерации, достоверных научных заключений о вредности данных напитков для человека нет. Указующий перст оппоненты направили в сторону Великобритании: «В этой стране ежегодно употребляют 300 миллионов банок энергетических напитков. И ничего — жива пока нация».

Учитывать то, что энергетики — продукт молодой и еще не прошло достаточно времени, чтобы делать окончательные выводы об их влиянии на «живучесть» нации, депутаты не стали. Как и акцентировать внимание на том, что в Дании, Голландии, Франции и некоторых других европейских странах продажа энергетиков разрешена только в аптеках. И только покупателям с 18‑летнего возраста.

Досужие языки утверждали, что на заседании, где рассматривался законопроект, немалая часть депутатов в процессе обсуждения потягивали те самые энергетики. Понятное дело: июль на дворе стоял — жарко, пить очень хотелось…

Тогда регионам страны дали право самостоятельно решать — ограничивать продажу этих напитков или вводить запрет. Или все оставить как есть. Регионы, похоже, заморачиваться не стали. Во всяком случае в Петербурге запрет на продажу безалкогольных энергетиков юнцам ввели только спустя шесть лет.

Факт остается фактом: на энергетиках выросло целое поколение россиян. Причем немалая часть успели пристраститься не только к безалкогольным напиткам, но и к алкогольным тоже. Да, именуются они «слабоалкогольными», но вряд ли этим можно оправдать «приобщение» детей к порокам.

У «градусного» пития оказалось мощнейшее лобби во властных структурах. Причем не только в российских. Иначе чем еще объяснить вот такие метаморфозы?

В январе 2018 года в стране вступил в силу закон, запрещающий продажу алкогольных энергетиков и разрешающий их производство только на экспорт. Но уже через полтора года информационные агентства протрубили: «Россию могут заставить вернуть торговлю алкогольными энергетиками!». Страны Евразийского экономического союза (Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия) посчитали, что российское ограничение создает барьер для торговли на рынках ЕАЭС. И алкогольные энерготоники вернулись на прилавки…

Сегодня эксперты утверждают: рынок энергетических напитков несколько лет подряд растет в геометрической прогрессии. В соответствии с постоянно растущим спросом. Российские производители уже давно потеснили зарубежные компании, а с прошлогодним уходом с нашего рынка многих западных фирм их количество еще увеличилось. Особенно активизировались в этом направлении пивовары.

Кофеин оправдали. Сахар осудили

Нынешний думский законопроект во многом похож на тот, что отправили под спуд в начале прошлого десятилетия. Правда, теперь запрет продавать энергетики несовершеннолетним опосредованно становится актуальным и для тех потребителей, кто этот возраст давно перешагнул. Дело в том, что увеличивается перечень объектов, где не дозволена реализация энергетических напитков.

Кроме медицинских, образовательных, детских и молодежных учреждений список дополнен общественным транспортом (включая его остановки), автозаправками. А также культурными и физкультурно-оздоровительными организациями. При этом в число запрещенных попали и энерготоники, которые давно стали чуть ли не составной частью «меню» фитнес-центров и бассейнов.

Понятно, что и в этот раз у инициаторов законопроекта нашлись оппоненты. Среди них — руководитель лаборатории аналитических методов исследования пищевых продуктов Института питания РАМН профессор Константин Эллер. В многочисленных интервью он доказывает, что никакого катастрофического вреда энергетики молодому организму не несут.

В состав большинства из них входят углеводы, аминокислоты, витамины и минералы, продукты растительного происхождения и кофеин. Авторы законопроекта как раз и винят энергетики за кофеин — дескать, его содержание может достигать 320 мг на литр.

Однако профессор Эллер ссылается на исследования, которые проводились учеными вместе с Национальным фондом защиты прав потребителей. Так вот, они показали, что концентрация кофеина в этих напитках даже меньше, чем в чашке чая. Основное потребление — 60 % всего получаемого кофеина — приходится на чай; 30 % — на кофе. А на долю энерготоников только 2 % (у подростков — 3 %). Так что нельзя сказать, что энергетики — это основой источник кофеина, приходит к выводу ученый. Особенно если учесть, что это довольно дорогой напиток.

А вот с тем, что в энергетиках слишком много сахара (чаще — синтетических сахарозаменителей) и это вредно для здоровья, профессор соглашается. Значит, надо знать меру и не пить их ведрами.

Особая претензия Константина Эллера — к запрету продавать энерготоники на заправках. «Если человек чувствует усталость, клюет носом, и он выпьет банку тоника, чтобы взбодриться, — почему нет? — удивляется профессор. — Другое дело — слабоалкогольные энергетики с тонизирующими компонентами. Такая комбинация действительно небезопасна».

Как будут дальше развиваться события на рынке энергетических напитков, покажет время. Но то, что эффект дежавю мы испытаем еще не раз, очевидно уже сейчас.


Источник: Санкт-Петербургские Ведомости

Возврат к списку