Уход иностранных брендов поставил на паузу открытие новых торговых центров в Москве. За неполный 2022 год объем ввода в эксплуатацию упал в 2,5 раза. Так, если за три квартала прошлого года было введено 162 тысяч кв. м новых торговых площадей, то в этом – всего 64 тысяч кв. м. Это следует из отчета консалтинговой компании Knight Frank Russia, с которым ознакомились «Ведомости».
За девять месяцев этого года в столице было введено всего четыре торговых центра: «Солнце Москвы» на проспекте Мира, Discovery на улице Дыбенко, «Нагорный» в Электролитном проезде и «Байконур» на улице Декабристов. Разрешение на ввод в эксплуатацию получили также торгово-развлекательный центр «Сказка» в Рассказовке и «Орион» на ул. Летчика Бабушкина. Для сравнения, в прошлом году на рынок вышло сразу 14 торговых центров.
Снижение объема ввода торговых центров опрошенные «Ведомостями» участники рынка связывают со сложной экономической ситуацией из-за негативного влияния пандемии коронавируса, а затем и начавшейся войны.
Кроме того, у россиян снижается платежеспособность, которая ведет к сокращению трафика в ТЦ. До пандемии суточная норма объектов была на уровне один посетитель на 1 кв. м арендуемой площади, сейчас этот показатель упал до 0,5 человека и менее. Только за неделю мобилизации, по данным Союза торговых центров, трафик упал на 8% по сравнению с прошлым годом, а в Москве – почти на 13%. Но некоторые ретейлеры зафиксировали более глубокое падение – до 40%.
Из-за этого многие девелоперы переносят ввод торговых объектов на неопределенный срок, констатирует глава департамента коммерческой недвижимости группы компаний «Ташир» Виктория Шахназарян. Она связывает это с уходом ряда международных якорных брендов. Освободившиеся после их ухода площади продолжают пустовать. Свободны 14,5% помещений, а это на 1,5 п. п. больше, чем было годом ранее. При этом на 1,1 п. п. этот показатель вырос только за последний квартал.
Все эти факторы уже повлияли на снижение арендных ставок в московских торговых центрах, отмечает партнер Ricci|Blackstone Алексей Сигал. По его словам, несмотря на то что условия сделок – это коммерческая тайна, можно говорить об их сокращении с начала года на 20–30%. По данным Knight Frank Russia, ставки в крупных торговых центрах сейчас варьируются от 4 тысяч–8 тысяч рублей (к примеру, для развлекательных центров) до 120 тысяч–150 тысяч рублей (для фудкортов) за 1 кв. м в год.
Владлен Максимов - председатель Комиссии по малоформатной и мобильной торговле ОПОРЫ РОССИИ, вице-президент Ассоциации «НП «ОПОРА»
Поговорим о том, что ожидает предпринимателей в сфере торговли и особенно малый бизнес в 2019 году. Обсудили законодательные инициативы, тенденции и перспективы
6 июня одним из первых мероприятий Недели Российского Ритейла стала стратегическая сессия «Малые форматы торговли: перспективы развития. Лучшие региональные практики»
7 июня на сессии Недели Российского ритейла «Street retail — городская торговля на первых этажах», модератором которой выступил президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов, эксперты рассказали о том, какие факторы влияют на развитие стрит-ритейла
Стратегическая сессия: «Государственная политика в области регулирования оборота табачной продукции, электронных средств доставки никотина и нагревательного табака. Актуальность обеспечения отслеживаемости продукции на этапах ее производства и реализации: задачи, проблемы, способы решения. Практики смежных отраслей»