Власти Москвы задушат малый бизнес?


15 Июля 2014
Власти Москвы задушат малый бизнес? Мэрия столицы не в первый раз пытается прогнать с улиц и переходов Москвы многочисленные палатки, торгующие продуктами питания и всякими мелочами, которые нужны "здесь и сейчас". Очередной раунд войны с мелкими предпринимателями (а именно они в большинстве случаев являются собственниками ларьков) может оказаться наиболее успешным, ведь бьет мэрия сразу по всем фронтам.

На смену многочисленным киоскам, расположенным в подземных переходах метрополитена, придут торговые гиганты «Ашан» и «Metro». Это не шутки: переговоры ведутся в течение нескольких месяцев. Расширять переходы до немыслимых размеров никто, конечно, не собирается: ритейлерам предлагают построить там относительно небольшие павильоны площадью не более ста квадратных метров. Представители "Ашана" уже ждут от столичных властей 2-5 точек для открытия тестовых заведений.

Маленькие магазины будут продавать порядка двух тысяч наименований продукции, в основном продукты питания, но возможно включение в ассортимент и других товаров. Практика цивилизованных продуктовых магазинов в переходах распространена за рубежом. Подобные места есть и в Москве, однако власти недовольны внешним видом мини-маркетов, ассортиментом продукции, а также нечистыми на руку владельцами.

Результатом этого недовольства стала война против мелких торговцев. Во-первых, столица подняла арендную плату до рыночного уровня – в 11,6 раз. Естественно, что количество киосков тут же сократилось в разы: с 1300 до 360. Во-вторых, в июне столичная мэрия запретила продавать в палатках сигареты (во исполнение федерального закона), непродовольственные товары и рыбу, лишив тем самым предпринимателей львиной доли выручки.

Обойти запрет можно переоборудовав киоск в капитальное строение, однако зачастую сделать это не получается по объективным причинам. В результате, по подсчетам чиновников, летом должны быть закрыты более 8,5 тыс. киосков. Уже объявлено, что договоры на размещение большинства из них заканчиваются в 2014 году, и мэрия их продлевать не намерена.

Но даже тем, кто нашел средства на переоборудование, могут просто не дать этого сделать. По словам вице-президента «Опоры России», главы «Коалиции киоскеров России» Владлена Максимова, в муниципалитетах сознательно затягивают процесс оформления и выдачи необходимых документов, а также получения участка земли для торгового объекта.

Впрочем, если стремление привести подземные переходы и прилегающие территории к единому виду понять можно, то вот уничтожение киосков с прессой выглядит как откровенное издевательство. Из-за ограничений на продажу целого ряда товаров, установленных мэрией, распространители прессы могут потерять какой-либо интерес к своему бизнесу: работать на самоокупаемость, а то и вовсе в минус - удовольствие сомнительное. В итоге, киоскеры обратились к городским властям с просьбой разрешить им самостоятельно регламентировать перечень товаров, продающихся вместе с прессой.

Крайне низкие показатели рентабельности в данном бизнесе характерны не только для России, но и для других стран. Именно по этим причинам за рубежом значительную долю в общем обороте киосков прессы составляют сопутствующие товары.

Законы регионального и местного уровня, лишающие мелкий бизнес возможности нормально работать и выталкивающие его с рынка, вряд ли окажутся эффективными в долгосрочной перспективе. И дело здесь не только в том, что малый бизнес – это базис любой экономики. Просто в один день «Ашан» или «Metro» могут решить уйти с рынка, оставив десятки переходов без так необходимых мини-маркетов. Вот тогда москвичи властям точно спасибо не скажут.


Источник: Noteru.com

Материал: Денис Алексеев

Фото: © Фото Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы: Д.Гришкин


Возврат к списку