Минпромторгом России подготовлен для использования в работе Информационный бюллетень актуальных вопросов потребительского рынка
6 Марта 2024
Минпромторгом России подготовлен и направляется для использования в работе Информационный бюллетень актуальных вопросов потребительского рынка (№ 3, ноябрь 2023 г. – февраль 2024 г.).
Информационный бюллетень подготовлен в методических целях на основе рассмотренных Министерством проектов нормативных правовых актов, по итогам экспертных дискуссий с участием ответственных представителей Министерства, отражает позицию Министерства по заявленной тематике, направлен на повышение эффективности реализации государственной политики в области торговли и носит информационный характер.
В частности, освещены вопросы и позиция МПТ:
Изменение размера государственной пошлины за предоставление, продление и переоформление лицензии на розничную продажу алкоголя;
Неправомерное ограничение торговли табачной и никотинсодержащей продукцией в нестационарных торговых объектах (п.6., стр.7 ).
Согласно законодательству розничная продажа табачной и никотинсодержащей продукции допускается в магазинах и павильонах. При этом стоит учитывать, что павильонами являются как капитальные строения (прочно связанные с землей), так и некапитальные строения (не имеющие прочной связи с землей). При этом определение понятия «строение» в законодательстве отсутствует.
Однако Закон о торговле в статье 2 раскрывает понятия стационарного и нестационарного торговых объектов, устанавливая, что они различаются в зависимости от наличия или отсутствия прочной связи их фундаментом с землей.
Минпромторг России считает, что торговые павильоны, не являющиеся объектами капитального строительства, необходимо относить к нестационарным торговым объектам. Такие объекты могут включаться в схему размещения НТО.
Таким образом, реализация табачной и никотинсодержащей продукции в нестационарных торговых павильонах соотносится с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона о торговле и Закона об охране здоровья граждан от табака и является правомерной при условии соблюдения иных требований законодательства.
Стоит помнить, что табачная и никотинсодержащая продукция - важнейшая трафикообразующая категория для небольших торговых форматов, позволяющая сохранять в ассортиментной матрице другие социально-значимые товарные группы, в том числе местного производства. Исключение из легальной розничной торговли тысяч торговых павильонов негативно отразится на уровне нелегального оборота табачной и никотинсодержащей продукции (который по категории сигареты в 3-4 кв. 2023 г. по данным АНО «ННЦК» составил в целом по России 12,6%, а в ряде регионов превысил 30%).
Минпромторг считает, что в рамках борьбы с нелегальной торговлей табачной и никотинсодержащей продукцией необходимо сосредоточиться не на борьбе с отельными форматами торговли, а на существующей системе прослеживаемости товародвижения.
Проблема незаконного оборота табачной и никотинсодержащей продукции обсуждается уже несколько лет. Благодаря усилиям государства был сформирован полноценный инструментарий для эффективной борьбы с незаконным рынком. Однако незаконная торговля продолжает процветать по всей России, включая Приволжский федеральный округ. По различным оценкам, доля незаконного оборота табачных изделий в Приволжском федеральном округе превышает 11%.
В рамках проведения круглого стола планируется проанализировать сложившуюся ситуацию и обсудить, что необходимо сделать для эффективного правоприменения сформированного инструментария по противодействию нелегальной торговле табаком и никотинсодержащими изделиями.
На мероприятии присутствуют представители четырех регионов Приволжского федерального округа. Круглый проводится совместно с Торгово-промышленной палатой Республики Татарстан.
Владлен Максимов - председатель Комиссии по малоформатной и мобильной торговле ОПОРЫ РОССИИ, вице-президент Ассоциации «НП «ОПОРА»
Поговорим о том, что ожидает предпринимателей в сфере торговли и особенно малый бизнес в 2019 году. Обсудили законодательные инициативы, тенденции и перспективы
6 июня одним из первых мероприятий Недели Российского Ритейла стала стратегическая сессия «Малые форматы торговли: перспективы развития. Лучшие региональные практики»