В начале августа владельцы киосков и лотков обратились с письмом к мэру Сергею Собянину, в котором просят вернуть в город мелкорозничную торговлю(копия есть у«Ведомостей»). В Москве наметилась удручающая тенденция с малым бизнесом — его положение постоянно ухудшается, говорится в документе, под которым подписались девять представителей общественных организаций и предпринимателей. Ликвидирована большая часть нестационарных объектов как торговли, так и общепита, услуг, но других мест предлагается ничтожно мало, а стоят они миллионы рублей, говорит один из подписантов, Владлен Максимов из Межрегионального профсоюза предпринимателей.
Одним из первых решений Сергея Собянина на посту мэра стала война с ларечниками. Он раскритиковал прежние власти за обилие киосков и торговых палаток в столице, уволил глав нескольких управ и дал указание снести киоски. Снос начался немедленно, владельцев ларьков обязывали убрать их в один день.
По информации департамента торговли и услуг города Москвы, до реформы мелкорозничной торговли в городе размещалось около 22 000 объектов, после разработки единой схемы размещения их количество сократилось до 8552 круглогодичных и 1842 сезонных объектов.
«Это не только тяжелейший удар по бизнесу, но и серьезный шаг к ухудшению среды обитания горожан — на многих улицах Москвы стало невозможно купить бутылку воды, батон хлеба», — говорится в письме. Его авторы предлагают принять программу развития разных форм нестационарного бизнеса, в том числе и по ускоренному наращиванию стационарных площадей, выработать законодательную основу для отсутствующих в Москве форматов торговли(вендинг, мобильная и развозная торговля).
Руководитель департамента торговли и услуг Москвы АлексейНемерюк уверен, что авторы письма несколько преувеличивают проблему. Раньше основная часть киосков и ларьков работала полулегально, при этом бюджет города не получал от их деятельности ничего(с 2011 г. в бюджет поступило 895 млн руб.). Сейчас, по мнению Немерюка, процесс упорядочен и нынешнего объема торговых точек достаточно для города:«Москвичи позитивно относятся к тому, что уходит неупорядоченная торговля, а взамен появляются стационарные магазины шаговой доступности». По его словам, город собирается внедрять и новые форматы мелкорозничной торговли, например автоматизированную торговлю(вендинг, см. врез). Также прорабатывается вопрос с мобильной торговлей — размещение механических транспортных средств, оборудованных для реализации свежих продуктов напрямую от производителя, говорит Немерюк.
Владлен Максимов - председатель Комиссии по малоформатной и мобильной торговле ОПОРЫ РОССИИ, вице-президент Ассоциации «НП «ОПОРА»
Поговорим о том, что ожидает предпринимателей в сфере торговли и особенно малый бизнес в 2019 году. Обсудили законодательные инициативы, тенденции и перспективы
6 июня одним из первых мероприятий Недели Российского Ритейла стала стратегическая сессия «Малые форматы торговли: перспективы развития. Лучшие региональные практики»
7 июня на сессии Недели Российского ритейла «Street retail — городская торговля на первых этажах», модератором которой выступил президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов, эксперты рассказали о том, какие факторы влияют на развитие стрит-ритейла
Стратегическая сессия: «Государственная политика в области регулирования оборота табачной продукции, электронных средств доставки никотина и нагревательного табака. Актуальность обеспечения отслеживаемости продукции на этапах ее производства и реализации: задачи, проблемы, способы решения. Практики смежных отраслей»