Панельная дискуссия по вопросам развития и регулирования нестационарных торговых объектов в регионах России


20 Октября 2020

Деловая программа конференции продолжилась панельной дискуссией по вопросам развития и регулирования нестационарных торговых объектов в регионах России.

Модераторами дискуссии выступили – заместитель министра - начальник управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Максим Останин и вице-президент Ассоциации малоформатной торговли Наталия Кошелева.

Основные выступления в рамках панельной дискуссии были посвящены обсуждению поддержки предпринимателей с акцентом на региональные аспекты, теме легализации сферы деятельности НТО и контрольно-надзорной деятельности. Особое внимание было уделено арендным и имущественным отношениям земельных вопросов.

В своем выступлении Игорь Соколов, исполняющий обязанности Департамента промышленности и торговли Смоленской области, рассказал о реализованных мерах, направленных на обеспечение стабильности функционирования и развития нестационарных торговых объектов. Так, с 2011 года был утвержден порядок разработки схем размещения НТО, согласно которому привязка происходит не к самому торговому объекту, а к месту его размещения, что позволило указывать в схемах свободные места для размещение торговых объектов на перспективу. Также в целях оказания содействия предпринимателям был разработан шаблон проекта муниципального правового акта, устанавливающий порядок предоставления права на размещение НТО. Таким образом был создан механизм регулирования сфер НТО на местах, а также закреплены стандартные требования к внешнему виду торговых объектов.

Дискуссию продолжил Кирилл Григорьев, первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области. «Основная задача, которая ставилась перед нами – это не мешать и быть максимально осторожными и корректными в принятии ограничительных мероприятий в период пандемии, - отметил он. - Мы не закрывали сельскохозяйственные рынки и ярмарки на территории региона. И сейчас видим по ряду объектов, особенно это касается рынков, которые стали работать в зоне цифровой розницы, рост онлайн заказов и доставок увеличился в 100 раз в период пандемии».

В своем выступлении Кирилл Григорьев также озвучил основные меры поддержки бизнесу — это отсрочка на 6 месяцев платежей по договорам на размещение НТО и продление сроков действия схем размещения. Отвечая на вопрос Наталии Кошелевой о проведенной амнистии некоторых торговых объектов, замминистра рассказал о разработанном стандарте легализации объектов, что привело к тому, что в настоящий момент в 95% случаев все торги разыгрываются на электронных аукционах.

Алексей Софронов, руководитель департамента торговли и развития потребительского рынка Министерства промышленности и торговли Самарской области, поделился опытом формирования системы малоформатной торговли как элемента развития инфраструктуры региона в целом на примере Самарской области. Он отметил, что в регионе в 2019 году был расширен перечень объектов нестационарной торговли, а именно, законодательно введены понятия торговой галереи, объекта мобильной торговли, мобильного пункта быстрого питания, выносного холодильного оборудования, торгового автомата. Данное введение помогло осуществить легализацию стихийных объектов потребительского рынка.

Спикер обратил внимание, что региональным правительством создаются необходимые условия для формирования комфортной потребительской среды и территориального размещения торговых объектов с учетом внешнего архитектурного облика сложившейся застройки муниципального образования.

            Ирина Гракова, заместитель министра экономического развития промышленности и торговли Калининградской области, рассказала о существующей в области структуре схемы размещения НТО. Данная схема утверждается соответствующим нормативным документом, в котором предусмотрено положение о порядке организации предоставлении мест для размещения на срок в 25 лет с момента подписания документа о размещении. Предоставление права на размещение происходит путем проведения торгов в форме открытого конкурса. Архитектурный облик НТО устанавливается в составе паспортов и утверждается администрацией округа не чаще 1 раза в 7 лет. Также объект может передаваться третьим лицам, а в случае упразднения места под НТО, субъекту за три месяца на выбор либо предоставляется другое место без проведения торгов, либо оно выкупается администрацией с компенсацией трехмесячной зарплаты сотрудникам. Дополнительно существует возможность предоставление права предпринимателям расширить земельный участок под размещение объекта до 20 метров. С согласия всех собственников многоквартирного дома существует право сдачи землю в аренду под размещение нестационарных объектов при условии соответствия предназначения земли для торгового объекта.

 «В период пандемии мы руководствовались принципом – не мешать, и поэтому функции по контролю были сведены к минимуму. В данный период проверки не проводились», - добавила Ирина Гракова.

         В свою очередь, Алексей Софронов предложил по результатам мероприятия создать информационный ресурс, где будут выложены самые интересные практики, которые имеют положительные отражения в предпринимательском сообществе, чтобы регионы могли их использовать в своей работе.

Продолжив обсуждение ситуации в бизнесе в период пандемии, Ольга Устинова, уполномоченный по защите прав предпринимателей Волгоградской области, рассказала, что на территории Волгоградской области было принято решение на 3 месяца освободить предпринимателей от оплаты за размещение нестационарного торгового объекта, а также предоставлена отсрочка по задолженности, которая возникает за следующий период. «Сегодня надо сделать все, чтобы добросовестному предпринимателю было комфортно. Очень важно в настоящее время поддержать бизнес», - добавила Ольга Устинова.

Владислав Попов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кировской области, в своем выступлении рассказал о том, как муниципальные органы могут повлиять на размещение НТО, в том числе на придомовой территории, и какое было найдено решение этой проблемы.

«Городская администрация внесла на рассмотрение проект изменений в Правила внешнего благоустройства в муниципальном образовании «Город Киров» с рядом формулировок, и в числе этих формулировок появился термин «дворовая территория». По смыслу этих изменений, согласно документу, фактически произошла подмена понятий. И понятие «придомовая территория» согласно новой трактовке стала «дворовой территорией». Данное изменение привело к тому, что понятие «дворовая территория» не предусматривает размещение на ней объектов НТО. Мы, со своей стороны, собрали предпринимателей, юристов, сделали обращение в областную прокуратуру, в результате чего данный вопрос был снят с повестки», - поделился докладчик.

Антон Свириденко, советник уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации, поддержал идею Минпромторга о создании совместных рекомендаций министерства и института уполномоченного по защите прав предпринимателей по регулированию сфер НТО на региональном и муниципальном уровне. Он также выразил надежду, что на местах власти будут более лояльно относится к старым объектам, предоставлять предпринимателям компенсационные места.  В качестве мер поддержки предпринимателям спикер отметил создание стандарта мер поддержки по противодействию последствий короновируса. «Коронокризис позволил пересмотреть решения, по новой посмотреть на экономику и принять новые правила, которые будут эффективны».

В своем выступлении Антон Свириденко остановился на необходимости установить на федеральном уровне льготный переход малого бизнеса с единого налога на вмененный доход на иные режимы налогообложения. Также сохраняется надежда на снижение верхней планки по УСН на 3 года. «Ключевая роль у регионов, которые имеют права снижать ставки по УСН и в ряде регионов в следующем году уже принимаются решения по льготным ставкам», - добавил спикер.

Закрывая дискуссию, Максим Останин отметил: «нестационарные объекты – неотъемлемая часть торгового обслуживания населения крупного города. Усилия властей должны быть направлены исключительно на повышение их качества, разработку требований к внешнему виду и содержанию, либерализацию деятельности реальных мобильных форматов торговли и общественного питания, но никак не на ликвидацию из соображений заботы об архитектурном облике. В свете пандемии они приобретают новую актуальность. Рассредоточение торговых объектов позволяет значительно уменьшить количество мест концентрации людей и контактов между ними. На время пандемии мы должны провести разумную либерализацию деятельности нестационарных объектов».

 

Фотогалерея


Возврат к списку