Одной из тематических панельных дискуссий в рамках Всероссийской конференции «Малый и средний ритейл России в условиях борьбы с пандемией. Итоги, выводы и законодательные инициативы» стала панель по вопросам маркировки


21 Октября 2020

Одной из тематических панельных дискуссий в рамках Всероссийской конференции «Малый и средний ритейл России в условиях борьбы с пандемией. Итоги, выводы и законодательные инициативы» стала панель по вопросам маркировки.

Модераторами сессии выступили – Андрей Даниленко, уполномоченный по защите прав предпринимателей в сфере регулирования торговой деятельности, руководитель комитета по агропромышленной политике «Деловой России» и Илья Ломакин-Румянцев, руководитель Центра развития потребительского рынка Московской школы управления «СКОЛКОВО».

Открывая дискуссию модераторы отметили чрезвычайную важность обменом опытом участников рынка.

Юрий Борисов, исполнительный директор АКОРТ, рассказал участникам дискуссии о том, что в последнее время в целом меняется идеология восприятия самого проекта маркировки, система развивается быстро, показывает неплохие результаты и затрагивает сами глубины экономики и работу всех участников рынка. Для государства становится более прозрачная ситуация с товародвижением, для потребителя открываются уникальные возможности для проверки качества товара, а добросовестные участники рынка получают свои плюсы от того, что на рынке становится меньше недобросовестности, в результате чего и появляются более приемлемые условия для конкуренции.

Однако, программа маркировки продолжает сталкиваться с непониманием со стороны целых секторов участников рынка. Как показывает практика, нагрузка достаточна высока, в первую очередь, потому что инфраструктура несколько запаздывает в развитии, запаздывает и налоговая система с выработкой мер поощрения добросовестных участников рынка. «Как показывает этого год, потребитель меняется, сокращая ежедневные расходы, становится менее чувствительный к контрафакту. Критически важно не утратить доверие потребителей к данной системе. Перед нами стоит задача переосмысления и выработки «дорожной карты» с привлечением всех участников рынка, - отметил спикер. Если взять три очень емкие товарные группы, такие как: молочная продукция, безалкогольные напитки и пиво, даже у крупных торговых сетей достаточно ограниченные ресурсы, и одновременное введение трех таких важных товарных групп в маркировку, даже на уровне пилотных проектов, будет весьма накладно и затруднительно, а для малой торговли это грозит невозможностью выполнения таких задач», - добавил исполнительный директор АКОРТ. 

Александр Долгиев, ведущий бизнес-аналитик ЦРПТ, подробно рассказал об эксперименте маркировки обуви, который начался с запуском на площадке Минпромторга и АКОРТ рабочих групп для возможности обсуждения бизнес-процессов со всеми участниками. Эксперт акцентировал внимание на тех, кто еще не начал работать с системой маркировки, особенно с товарами легкой промышленности: «до 1 января 2021 года есть возможность промаркировать остатки своей продукции. Начинайте работать с системой уже сейчас». Также бизнес-аналитик ЦРПТ призвал всех обращаться в техническую поддержку, которая сможет пошагово помочь предпринимателям разобраться с системой.

        Алексей Поповичев, исполнительный директор Ассоциации «Русбренд», рассказал, что негативная реакция поставщиков отдельных категорий к системе маркировки вызвана в том числе тем, что производитель до конца не понимает зачем это нужно – изначально это была борьба с контрафактом, потом - борьба с фальсификатом, теперь выясняется, что система выполняет фискальную функцию, от этого все путаются, единственное, что четко понимают производители – свои затраты в этом вопросе.

«Вопросов пока еще слишком много. Мы сегодня видим, что даже в тех категориях, которые уже находятся в системе маркировки, периодически происходят сбои. Из регионов мы получаем информацию от наших производителей, что система замедляет производственные процессы, в том числе прием товара. Возникает комплексный вопрос –кто за это будет платить? Если мы работаем с коммерческим оператором, наверное, в договорах тогда нужно прописывать, как этот оператор будет компенсировать те расходы, которые будут возникать из-за его неквалифицированной работы. Мы являемся первооткрывателями, потому что ни одна страна еще не ставила перед собой такие задачи и тем более не решила их. Например, была государственная система в Бразилии по маркировке пива и воды, государство полностью ее оплачивало, но ее закрыли в связи с ростом коррупции. Нам надо смотреть на этот опыт и анализировать его.  Нужно сначала ответить на все эти вопросы и более детально подходить к изучению категорий. К сожалению, потребитель осмысленно покупает контрафактную продукцию, поэтому нужна четкая система противодействия контрафакта, должны быть прописана роль правоохранительных органов и Роспотребнадзора», - рассказал эксперт.

Леонид Нестеренко, вице-президент Ассоциации малоформатной торговли, руководитель Ассоциации производителей питьевой воды в розлив, прокомментировал ситуацию с маркировкой воды. Он обратил внимание, что существует много компаний, которые реализуют воду в розлив, по сути водопроводную, а маркировка распространяется только на упакованную воду, в связи с этим Роспотребнадзор ничего сделать не может, и эта серая зона как была, так и остается. Спикер также отметил необходимость анализа всего рынка и применения комплексных решений.

Максим Новиков, член Президиума Ассоциации «НП «ОПОРА», руководитель Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по индустрии безалкогольных напитков, президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, рассказал, что Союз создал совещательный орган по вопросам маркировки упакованной воды, в который вошло пять объединений и ассоциаций, которые представлены на рынке воды. «Мы не видим такого объема проблематики в упакованной воде, который бы требовал дополнительных мер и регулирования. На сегодняшний день большая часть проблем уже решена, а по остальным была принята «дорожная карта» по устранению незаконного оборота на нашем рынке, в частности одно из предложений нашего Союза – выстраивание системы единых требований к тем счетчикам, которые уже установлены на скважинах. Мы готовы их автоматизировать и привязывать к данным, которые есть сейчас в Роснедрах. Несмотря на это и на текущую пандемию, эксперимент по воде был запущен», - отметил участник дискуссии.

Александр Мироненко, директор по связям с ЕАЭС Филипп Моррис Сэйлз энд Маркетинг, рассказал участникам дискуссии о ситуации с маркировкой табачной продукции: «Маркировка задумывалась, как инструмент борьбы с нелегальным оборотом, в этой связи невозможно не отметить своевременность ее внедрения. За последние пять лет объем нелегальной табачной продукции вырос почти в 15 раз, потери бюджета превысили 100 млрд. рублей.

С учетом того, что мы вполне удовлетворены тем, как были реализованы два основных этапа введения маркировки, а также с учетом наметившейся положительной динамики по реализации целого ряда законодательных мер, а именно – внесение поправок в действующее законодательство, направленных на борьбу с нелегальным оборотом, мы с острожным оптимизмом надеялись, что вышли на некое плато и дальше будем поступательно добиваться снижения уровня нелегальной торговли. Однако, предусмотренное с января 2021 года повышение акциза на сигареты на 20% приведет к значительному увеличению цены пачки.

При сегодняшнем уровне ставки акциза и НДС общая налоговая составляющая в цене пачки сигарет составляет 65 рубля, а со следующего года этот показатель достигнет почти 77 рублей с пачки. Это ставит всех участников оборота перед новым очень серьезным вызовом, ведь цена становится решающим фактором для большего количества потребителей. Как легальным участникам оборота конкурировать с предложением? Возлагать всю ответственность только на маркировку по борьбе с этим явлением некорректно, необходимо комплексное решение – принятие срочных законодательных регуляторных мер направленных на усиление ответственности за оборот нелегальной табачной продукции, повышение эффективности правоприменительной практики, необходимо установить для критических лиц лимит на ввоз и перевозку, повысить размеры штрафов за оборот такой продукции, ввести реестр основного производственного оборудования на базе системы маркировки, и ввести, наконец, единую минимальную цену табачной продукции», - добавил эксперт.

Александр Лаврентьев, советник Департамента по корпоративным вопросам и коммуникациям ООО «Дж.Т.И. Россия», разделяя точку зрения коллеги в его оценке ожиданий от внедрения маркировки, отметил: «в нашей индустрии система состоялась, есть какие-то болезни роста, но в основном они уже преодолены, и мы надеемся, что дальше система будет работать гладко и позволит получить два эффекта. Первый –   предупреждение проникновения в легальную розницу всех видов незаконной продукции. Второй – доступ к информации, которого до настоящего времени у нас не было, и приходилось добывать ценой больших усилий. Он позволит оптимизировать очень многие процессы, лучше контролировать производство и позволит снижать риски в части его планирования, меньше расходовать материалов.

Мы считаем правильным придерживаться принципа: один товар – одна система маркировки, учитывая, что электронная маркировка позволяет государству в режиме онлайн видеть объемы производства и рассчитывать необходимые налоговые платежи, у нас есть большие сомнения что целесообразность оставлять бумажную марку на пачках сигарет может быть оправдано», - рассказал спикер.

Ян Витров, руководитель проекта по маркировке и прослеживанию табачной продукции ЦРПТ, поделился с участниками видением процесса со стороны оператора. Несмотря на расчеты, которые проводились в 2018-19 годах, на рынке все еще остается большой объем немаркированной продукции. Минпромторгом и Правительством были услышаны призывы участников оборота, и возможность промаркировать остатки продукции продлилась до 1 декабря 2020 года.

Александр Перекрест, руководитель отдела по связям с государственными органами МЕТРО Кэш энд Керри, рассказал со стороны оптовой торговой компании, что есть волнение по вопросу доступа к данным, появляются значительные риски, что столь значительный массив коммерчески чувствительной информации будет использован недобросовестными участниками в целях изменения баланса сил на рынке и искажения конкуренции. Он отметил важность разработки регламента предоставления этих данных, включая ответственность участников за недобросовестное поведение, а также отметил, чтобы участники рынка не были вынуждены внедрять у себя параллельно несколько систем, как это есть сейчас (ЕГАИС, Меркурий, система прослеживаемости и т.д.)

Марина Кочнева, заместитель начальника Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, отметила, что довольно рано делать какие-то выводы, потому что прошло не так много времени, и в условиях пандемии есть определенные сложности за осуществлением контроля. Она также отметила, что приложение для органов исполнительной власти было разработано совсем недавно, однако уже появились первые результаты: в службу стали поступать жалобы от самих потребителей с требованием провести проверку и прекратить продажу, а также материалы поступают из других федеральных органов исполнительной власти. Все эти материалы очень внимательно рассматриваются ведомством, чтобы принять определенные процессуальные действия в отношения нарушителей, все согласовывается с органами прокуратуры строго в рамках закона.

Завершая дискуссию, Илья Ломакин подчеркнул, что должен учитываться уровень рисков при принятии решений, а также все должно быть подкреплено контрольно-надзорной деятельностью. Должна быть скоординированная работа всех участников у этого процесса – и налоговой и таможенной служб, и органов правопорядка. «Остается нерешенным вопрос, как же все-таки бизнес сможет извлекать обещанные преимущества, и из всех возможных систем учета будет выбрана какая-то оптимальная, позволяющая чувствовать бизнесу себя комфортно», - отметил эксперт.  

«Как омбудсмен, я заинтересован, чтобы этот переходный период был максимально безболезненным, и чтобы мы вместе искали оптимальное решение», - подытожил Андрей Даниленко.

Все участники сессии выразили благодарность Минпромторгу за открытый диалог между индустрией и оператором.


Фотогалерея


Возврат к списку