Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Российская Ассоциация Экспертов Рынка Ритейла при участии Ассоциации малоформатной торговли в девятый раз провели крупнейший отраслевой форум в сфере розничной торговли – «Неделя российского рит


5 Июня 2023
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Российская Ассоциация Экспертов Рынка Ритейла при участии Ассоциации малоформатной торговли в девятый раз провели крупнейший отраслевой форум в сфере розничной торговли – «Неделя российского рит

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Российская Ассоциация Экспертов Рынка Ритейла при участии Ассоциации малоформатной торговли в девятый раз провели крупнейший отраслевой форум в сфере розничной торговли – «Неделя российского ритейла 2023».

В этом году в рамках форума наряду с другими сессиями блока e-com был проведен круглый стол «Маркетплейсы и партнеры: саморегулируемое взаимодействие или законодательное регулирование?» модератором которого стал Владлен Максимов, вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» и президент Ассоциации малоформатной торговли. Участниками сессии стали представители министерств, депутаты Государственной Думы Российской Федерации, руководители крупных маркетплейсов, руководители объединений и представители бизнеса.

В течение последних нескольких лет сфера онлайн-торговли является одной из самых динамично развивающихся. За последние пять лет число онлайн-покупателей в России выросло почти вдвое. А пандемия 2020 года привела к значительному росту отрасли. Маркетплейсы для производителей и предпринимателей являются площадкой с удобным набором инструментов, организованным трафиком и налаженными процессами для реализации продукции. Но вместе с этим это и появление новых, ранее не предусмотренных проблем, как для предпринимателей, так и для самих маркетплейсов.

Открывая дискуссию, Владлен Максимов предложил участникам избегать в своем выступлении формальных докладов, а следовать формату дискуссии и обсуждения, и прямо говорить о самом важном.

Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ) рассказал о подписанных Стандартах взаимодействия маркетплейсов и поставщиков, которые были подписаны в прошлом году. На данный момент проблем по уже подписанным Стандартам не возникает. Те негативные практики, которые имели место до подписания Стандартов, больше не применяются. Стандарты позволили достаточно сильно изменить бизнес процессы, и это потребовало немало ресурсов.

Дмитрий Гусев, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по контролю, отметил, что уже в течение нескольких месяцев в Государственной Думе работают над поиском компромиссов, которые устроили бы всех участников данного рынка. На рынке электронной коммерции в отсутствии государственного регулирования есть нерешенные вопросы, которые не позволяют ему нормально развиваться. Если маркетплейс – это часть электронной коммерции, тогда он должен работать по законам коммерции. «Почему тогда у маркетплейсов отличные от обычной торговли условия? Это неправильно. Надо искать компромисс», - отметил депутат.

«Действительно сегодня платформы предоставляют доступ продавцам к миллионам потребителей, и это здорово. Но, как мы уже убедились, они могут и создавать определенные проблемы. В том числе как для продавцов, так и для потребителей», - продолжил дискуссию Алексей Ситников, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, руководитель рабочей группы Комитета Государственной Думы по регулированию в области интернет-торговли. Депутат отметил, что в проработанных Стандартах прописаны правила взаимоотношений, но нет ответственности. И этим правовым вакуумом пользуются ведущие маркетплейсы.

В своем выступлении Дмитрий Русаков, директор по взаимодействию с органами государственной власти компании Яндекс, предложил очень внимательно и взвешенно отнестись к вопросу возможного регулирования отрасли. С полным учетом мнения компаний и с учетом уже сложившегося саморегулирования. Дмитрий выразил благодарность Минпромторгу России, который еще год назад собрал маркетплейсы, производителей и представителей «ОПОРЫ РОССИИ» и в течение всего года вел сложную работу по модерации интересов маркетплейсов и поставщиков.

Заместитель руководителя направления по взаимодействию с органами государственной власти компании Озон Мухаммед Хамуков отметил, что отрицать необходимость регулирования отрасли было бы неправильным. Но обратил внимание, что, с другой стороны, в рамках комиссии Минпромторга и в рамках саморегулирования удалось разобрать тысячи обращений.

Другие участники дискуссии - представители основных маркетплейсов: Кристина Спирёва, директор по развитию сервисов компании Вайлдберриз, Александр Перекрест, руководитель по взаимодействию с государственными органами интернет-магазина Ламода, Сергей Лебедев, директор по связям с госорганами АлиЭкспресс Россия также отметили эффективность механизмов саморегулирования, подчеркнув, что за прошедший период было решено множество проблем. Также еще раз обратив внимание на важность и эффективность работы комиссии по саморегулированию.

Алексей Кожевников, генеральный директор автономной некоммерческой организации «АНО Цифровизации и новых технологий, участвующий в работе комиссии Минпромторга с самого начала отметил, что Европейский союз уже разобрался с особенностями электронной торговли и выпустил на законодательном уровне соответствующие «правила игры».

Директор Департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Никита Кузнецов в своем выступлении подчеркнул, что, несмотря на открытость и цивилизованность участников данного рынка, напряженность ситуации из-за появляющихся проблем растет, и редкая неделя не обходится без какого-то скандала. Спикер также отметил, что в офлайн-торговле сложно себе представить, чтобы кто-то не предоставил сверку расчетов или другие необходимые документы. Или, например, потеряли товар, и никаких действий по решению вопроса не происходит. В рамках комиссии рассматривается очень много обращений и конкретных кейсов. И большинство игроков рынка стараются соблюдать правила, но, к сожалению, не все. И такая отрасль, которая исчисляется уже триллионными оборотами, не может оставаться не отрегулированной. Спикер добавил, что в существующий отраслевой закон о торговле достаточно добавить определение, что такое маркетплейс, и указать, что вносить изменения в оферту можно не чаще, условно говоря, чем раз в полгода.  Также выступающий отметил, что в действующих законах о рынках запрещено управляющей компании осуществлять торговую деятельность на своем рынке. В случае же с онлайн площадками всё продвижение, весь маркетинг находится в руках маркетплейса. Соответственно, у независимого продавца нет никакой возможности равноправно конкурировать в продвижении своего товара с онлайн площадкой. Поэтому видится логичным запретить крупным маркетплейсам (например, с оборотом около двухсот миллиардов в год) быть продавцами товаров. В комментарии к выступающим директор департамента добавил, что для регулирования достаточно взять уже существующие положительные практики и те требования, с которыми все согласны.

В выступлении Ефима Алдухова, генерального директора GoOMNI и члена комиссии по саморегулированию, было также отмечено, что работа, которая была проделана в рамках Стандартов в течение последнего года, сэкономила селлерам миллиарды рублей. Однако информации о Стандартах не было практически нигде, и узнать об их существовании предпринимателю было практически невозможно. Ефим также упомянул о конкретных ситуациях, когда поставщики, имеющие проблемы с маркетплейсом, опасаются решать вопрос в судебном порядке из-за возможной блокировки со стороны маркетплейса. Важнейший тезис выступления эксперта заключался в том, что есть три основные проблемы, которые вызывают массовый резонанс. Это контроль движения товаров, наличие документов при приеме товара, прозрачность штрафных санкций.

Алексей Кременсков, председатель Совета Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) рассказал о структуре и работе ассоциации. О положительном отношении к саморегулированию, но в тоже время поддержал позицию о регулировании отрасли законодательно. И подчеркнул, что в саморегулировании есть одна основная проблема – это отсутствие санкций для маркетплейсов.

Дискуссия продолжалась более двух часов. У каждого участника была возможность высказать свою точку зрения и задать вопросы. В заключении модератор сессии Владлен Максимов попросил участников прислать в комиссию Минпромторга России и в Согласительную комиссию «ОПОРЫ РОССИИ» свое представление о том, куда и как дальше двигаться в решении обсуждаемых сегодня вопросов.


Возврат к списку