В Москве состоялся съезд Коалиции киоскеров и владельцев малых торговых форматов, в котором приняли участие более 80 делегатов из разных регионов от Калининграда до Владивостока


5 Октября 2012

В Москве в гостинице «Измайлово» состоялся съезд Коалиции киоскеров и владельцев малых торговых форматов, в котором приняли участие более 80 делегатов из разных регионов от Калининграда до Владивостока. 

Голосование.jpg

3 октября в Москву съехались малые предприниматели, работающие в киосках и малых магазинах, из более 40 регионов страны, с тем, чтобы объединить усилия в борьбе за равные права с крупным ритейлом.

На съезде выступили представители регионов и столицы самых разных специализаций – от киосков мороженого до непродовольственных малых магазинов. Основными проблемами были признаны недостаток мест под нестационарные торговые объекты при дефиците торговых площадей, ассортиментная дискриминация, а также общий произвол местных властей в отношении мелкой розницы и законодательная неурегулированность ее прав.

Съезд открыл федеральный координатор Коалиции киоскеров Владлен Максимов. Он выступил с докладом о роли мелкой розницы и малых магазинов в экономике страны. В своем выступлении Максимов подчеркнул, что Россия в несколько раз уступает развитым странам по обеспеченности торговыми площадями. При этом она точно так же отстает по этому показателю и от стран Востока, где малые стационарные магазины находятся в собственности торгующих, а нестационарные виды торговли в виде рынков, ярмарок и иных точек существуют свободно. «Таким образом, в России ситуация хуже, чем на Западе, и при этом хуже, чем на Востоке, - заявил он. - В этой ситуации странно уничтожение мелкой розницы».

Максимов.jpg

Владлен Максимов также зачитал приветствие от Президента ОПОРЫ России Сергея Борисова, в котором тот выразил поддержку движению киоскеров.

Степан Орлов, депутат Московской городской думы, подтвердил, что цель государственной политики – перевод малого бизнеса в стационарные помещения, однако признал, что на сегодня это пока не представляется возможным, поэтому мелкая розница имеет важное значение: «Аргумент, что мелкую розницу якобы сложнее контролировать, несостоятельный. Мы же не запрещаем частный рынок аренды жилья из-за того, что не можем заставить всех заплатить за это налоги. Надо усиливать контроль, а не запрещать торговлю».

Делегат Съезда Наталия Кошелева из Новосибирска сказала, что сегодня самой актуальной проблемой является изъятие товарных групп из ассортимента киосков, в частности, после того, как у киосков «отняли» пиво, возникла угроза вывода из ассортимента также и табачных изделий.  При этом не учитывается опыт предыдущих запретов, согласно которому запреты не приводят к снижению курения и потребления алкоголя. «При этом гибель киосков по всей стране приведет к повышению безработицы среди самой незащищенной категории граждан – женщин пенсионного и предпенсионного возраста, - заявила Наталия. - Зарубежный опыт показывает, что нигде в мире нет ограничений по табаку, которые касались бы исключительно малого бизнеса. Я считаю, что нужно отложить любые ограничения, по меньшей мере, до выработки стабилизационных и компенсационных мер».

Кошелева.jpg

Алексей Третьяков, предприниматель из Санкт-Петербурга, сообщил, что считает свой город своего рода «полигоном по выработке мер для борьбы с малым торговым бизнесом  и вообще потребительским рынком: «За 8 месяцев в Санкт-Петербурге было уничтожено, с учетом мест на рынках, около 40 тыс. малых торговых точек. По нашим подсчетам это привело к появлению в регионе до 200 тысяч структурных безработных. На сегодня Санкт-Петербург имеет звание «мировой столицы сетевого ритейла» с долей рынка, принадлежащей сетям, около 85%, так как из-за уничтожения мелких конкурентов концентрация сетей в северной столице выше, чем в других городах. В результате потребительские цены в Петербурге на 10-15% выше, чем, например, в Москве. При этом страдают не только мелкие, но и крупные производители, так как условия входа в сети из-за их монополии стали жестче. Например, в Петербурге существует принудительная практика «финансового подарка» поставщика на день рождения сети». Третьяков предложил участникам съезда поработать над тем, чтобы назначаемые на должности бизнес-омбудсменов в регионах люди были, по меньшей мере, лояльными к малому бизнесу.

Третьяков.jpg

Ирина Плещева из Челябинска считает, что давление на малых предпринимателей только усиливается. «Оно потихоньку перекидывается на малые стационарные магазины, - заявила она. – Другой важной проблемой является то, что с нас в некоторых случаях требуют налогов как со стационарной сети, в то время как существуем мы на урезанных правах сети нестационарной».

Плещева.jpg

Вадим Иванов из Калиниграда сказал, что «нельзя давать преимущества никакому торговому формату. «Одним из условий работы малого бизнеса должна стать стабильность. Меры по развитию малого бизнеса были выработаны давно», - заметил Иванов. По словам выступающего, с тех пор на эти меры идет постоянное наступление, предприниматели каждый день живут в ожидании новых «сюрпризов». Например, введенный в свое время для поддержания малых предпринимателей ЕНВД теперь пытаются отменить.

Гость съезда Антонина Ватолкина из Московской торгово-промышленной палаты (заместитель генерального директора – руководитель Департамента по работе с членами МТПП, член Комитета по образованию ТПП РФ), прослушав сообщения из регионов, отметила, что «проблемы везде одни и те же» и что МТПП всегда готова стать площадкой для общения предпринимателей.

Заместитель руководителя департамента торговли и услуг Москвы Никита Кузнецов заявил, что мелкорозничная торговля является важным звеном торговой инфраструктуры, из-за неразвитости которой цены на потребительском рынке выше примерно на 30%, чем это было бы возможно, не будь в Москве дефицита торговли. Он подчеркнул, что основой государственно политики должна быть поддержка многоформатности торговли. «Должны существовать как гипермаркеты, так и киоски», - подытожил Кузнецов.

Дмитрий Краснов, курирующий в Департаменте торговли и услуг Москвы оптовую торговлю и продовольственную безопасность столицы, призвал собравшихся активнее лоббировать свои интересы. «Если сетевые структуры активно взаимодействуют с властями, то малый бизнес ведет себя разрозненно, мало участвует в совещательных органах. У нас не только дефицит торговых площадей, у нас дефицит, прежде всего, идей», - сказал он.

От имени сетевой торговли выступил Илья Белоновский, исполнительный директор АКОРТ – организации, объединяющей крупнейших ритейлеров России. Он заверил собравшихся, что сетевая торговля не только не является врагом малого бизнеса, но и имеет с ним много общих проблем,  которые можно было бы решать совместно сетям и малым предпринимателям, поддерживая друг друга. «Мы считаем цивилизованной любую торговлю, которая работает в рамках закона. Нам было бы стыдно конкурировать с малыми предприятиями торговли такими дикими методами, как лоббизм в целях изъятия у малых торговых точек части ассортимента.  Мы считаем, что, возможно, в будущем надо было бы создать общественную организацию, в которую вошли бы как малый, так и крупный бизнес, и которая занималась бы проблемами торговли в целом».

Михаил Шведко из Липецка выступил с предложением использовать разветвленность Коалиции киоскеров, чтобы воздействовать на депутатов государственной думы, от которых зависит принятие законов, защищающих либо уничтожающих малые торговые форматы. «Если в каждом регионе избиратели обратятся к своему депутату, то в целом нам будет легче разговаривать с законодателями и в Москве», - предположил он.

Сергей Таутерман из Бийска (Алтайский край) считает, что умирание киосков приводит к ущемлению прав не только предпринимателей, но и покупателей, которые получают более узкий ассортимент по более высоким ценам. Он призвал членов Коалиции киоскеров предпринимать более заметные для средств массовой информации действия, чтобы донести до общества наши проблемы.

Сергей Куранов, владелец сети киосков мороженого из Москвы, посетовал на то, что в муниципалитетах, с которыми приходится согласовывать объекты мелкорозничной торговли, слишком мало предпринимателей, а найти понимание у сотрудников ЖКХ или директоров детских садов проблематично. В связи с этим он поддержал идею создания общефедеральной организации киоскеров, которая могла бы эффективно воздействовать на законодательный процесс.

Сергей Малышев из Ульяновска считает, что предприниматели, объединившись, должны брать инициативу в свои руки и, в целях уравнивания прав, потребовать изъятия алкоголя и табака из сетевых магазинов, а также требовать единых цен на табак для всех розничных точек. «Просить мораторий на законы о табаке, я считаю, не нужно, это только оттягивает конец для малого бизнеса, но не решает проблему», - сказал он.

Представитель московской ассоциации быстрого питания Олег Сухотин сообщил, что в 2010 году в Москве насчитывалось 1200 объектов быстрого питания. В 2012 году дислокация их размещения претерпела сильное сокращение: на данный момент объектов быстрого питания насчитывается порядка 300-350 адресов.  «Только за 10 месяцев 2010 года наши компании заплатили около 200 миллионов рублей налоговых отчислений, Кроме того, как только появился дефицит торговых площадей, цены за аренду резко увеличились. Так рынок среагировал на очередное схлопывание мелкой розницы. Нам актуально объединяться. Мы должны защищаться сообща, мы не должны ждать, пока уничтожат других и придут за нами».

Тему взаимопомощи поддержали и предприниматели из Ижевска. Михаил Балясников, координатор Коалиции киоскеров, предложил схему действий, в которой одни регионы могут поддерживать действия предпринимателей в других: «Например, почему бы нам не провести пикет в поддержку Челябинска у себя в Ижевске? Так мы сможем показать нашу заинтересованность друг в друге».

Сергей Ситников, специалист в области журналистики из республики Алтай, сказал, что предпринимателям надо учиться не только говорить, но и писать, чтобы освещать свои проблемы в местных СМИ.

Игорь Федотов, председатель ЦОО Московской городской организации Всероссийского Общества инвалидов, рассказал, что инвалиды так же, как и иные предприниматели, пострадали от сокращения мест нестационарной торговли.  Тем не менее, пострадали не только инвалиды - предприниматели, но и простые жители с ограниченными возможностями: «Мы столкнулись с противоречиво практикой. В Москве для нас организуют автобусы, чтобы возить нас далеко в Ашан. При этом торговых точек «у дома», где мы могли бы отовариваться сами, становится все меньше».

Евгений Кобзарь, директор ОАО «Автохолод», производителя киосков и оборудования для них, сообщил, что по его предприятию кризис в мелкой рознице Москвы ударил достаточно сильно, что, по его мнению, является доказательством того, что на малые форматы завязана целая цепочка производителей.

По итогам съезда была принята Резолюция, а также Кодекс киоскера.


Возврат к списку