Благовидная борьба с конкуренцией


10 Октября 2012

Российские власти продолжают наступление на конкуренцию в различных сферах экономики. Как всегда, под благовидными предлогами: сегодня — в пылу борьбы с алкоголизмом и курением.  

Сокращение потребления алкоголя и табака в России — критически важное дело для улучшения здоровья нации. Тем хуже выглядят меры, на поверхности вроде бы призванные способствовать достижению этой цели, а на практике всего лишь использующие здравоохранительную риторику ради вытеснения с рынка мелких конкурентов крупных розничных сетей. Сейчас эту роль выполняет внесенный Минздравомзаконопроект «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». 

Дьявол, как часто бывает, кроется в деталях. За благими целями законопроекта скрывается, например, такая мера, как запрет продажи сигарет в нестационарных торговых точках и в магазинах площадью менее 50 кв.м. Проще говоря, в киосках. После прошлогоднего удара — когда были введены ограничения на продажу пива для мелкой розничной торговли, резко снизившие прибыльность ларьков, — новую волну ограничений киоскеры могут и не пережить. 

В мире накоплен богатый опыт борьбы с курением и потреблением алкоголя, однако трудно вспомнить примеры, когда ограничительные меры принимались бы дифференцированно для мелких торговцев и крупных операторов. Вводить ограничения — так уж универсальные. Предлагаемая Минздравом мера приведет не к сокращению потребления табака, а лишь к одному: перераспределению прибыли от малого бизнеса в пользу крупных торговых сетей. 

Это далеко не единственный пример, когда под различными благовидными предлогами — облагораживанием городской среды, борьбой с курением, алкоголизмом и некачественными продуктами — власти продолжают системное наступление на мелкую розничную торговлю, действуя очевидным образом в интересах крупных розничных сетевых компаний. Общий результат — товары повседневной необходимости становятся недоступнее, уровень конкуренции снижается. При этом площадь стационарных торговых площадей на душу населения в России по-прежнему ничтожно мала, в несколько раз отставая от развитых стран и даже от Прибалтики. Доступ к стационарным площадям для мелкого бизнеса крайне затруднен. Массовое закрытие ларьков, которое неизбежно последует за мерами по ограничению продажи пива и сигарет, приведет к росту цен на другие продукты. 

Что нужно делать властям в этой ситуации? Принимать меры, стимулирующие ускоренное развитие торговых площадей и облегчающие доступ к ним мелких предпринимателей. Если эта проблема будет решаться, ограничительные меры по табаку и алкоголю (принимать которые все равно необходимо) не принесут тех антиконкурентных эффектов, как это может произойти сейчас. 

Правительству следует остановить наступление на конкуренцию в розничной торговле — ни к каким положительным последствиям это не приведет. 

Автор - Владимир Милов, российский политик.

Источник:  Vedomosti.ru 


Возврат к списку