3 декабря 2019 года в Минпромторге России прошел форум «Малый и средний ритейл России». II часть. Стратегические и локальные проблемы малой и средней торговли


11 Декабря 2019
3 декабря 2019 года в Минпромторге России прошел форум «Малый и средний ритейл России». II часть. Стратегические и локальные проблемы малой и средней торговли

Министерство промышленности и торговли РФ и Ассоциация малоформатной торговли (АМТ) при поддержке Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» 3 декабря 2019 года провели в Минпромторге России ежегодный форум «Малый и средний ритейл России».

На Форуме был представлен проект новой стратегии развития торговли, а также поднят ряд конкретных проблем, требующих активного вовлечения и участия компетентных органов власти и регуляторов.

Во частности, участники обсудили стратегические для малого бизнеса проблемы: регулирование табачной продукции, ограничение продажи алкоголя в торговых точках, расположенных в первых этажах многоквартирных жилых домов, регулирование безалкогольных энергетических напитков, первые итоги раздельной выкладки молочных продуктов и другие. Модераторами этой части форума выступили – заместитель директора Департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли РФ Сергей Лобанов и президент АМТ Владлен Максимов.

Первый блок посвящен проблемам табачной отрасли Василий Груздев, директор по работе с органами власти ООО «Дж.Т.И. Россия», рассказал участникам форума о том, какое влияние на рынок оказывает рост нелегальной торговли: «Нелегальная торговля табаком является серьезной системной проблемой – по нашим оценкам, сумма потерь бюджета от недополученных сумм акцизов и НДС с учетом доли нелегальной торговли в 15,6% в 2019 году может составить 100 миллиардов рублей».

Также Василий Груздев рассказал о существующих предложениях по борьбе с нелегальным рынком, таких как повышение ответственности за незаконные производство и сбыт табачной продукции; ответственность за незаконное перемещение через государственную границу России членами Таможенного союза в рамках ЕАЭС; введение единой минимальной цены; ужесточение штрафов за оборот немаркированной табачной продукции и другие.

Константин Райнот, управляющий по взаимодействию с органами государственной власти «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг», также обеспокоен ростом нелегальной табачной продукции. Он считает, что маркировка является одним из важных инструментов противодействия нелегальному рынку и предостерег розницу от промедления с регистрацией в национальной системе маркировки товаров «Честный знак». «Несмотря на то, что в переходный период немаркированная продукция может быть реализована до июля 2020 года, - подчеркнул Райнот, -  это не значит, что стоит затягивать подсоединение к системе «Честного знака». Если у дистрибьютера к июлю 2020 года закончится немаркированная продукция, розница уже не сможет ее реализовывать, не осуществляя сканирование».

Комментарий регулятора представила Екатерина Приезжева, директор Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ: «Мы понимаем, что трудности внедрения возникают не только у крупных компаний и производителей, но и у оптовиков, у розницы. Поэтому мы довольно плотно работаем с операторами электронного документа оборота и разработчиками этих систем. ЦРПТ уже разработал бесплатную платформу для электронного документооборота».

Продолжая диалог о регулировании табачной отрасли, руководитель департамента по работе с госорганами «БАТ Россия», Олег Барвин предложил запретить продавать бестабачные никотиновые изделия несовершеннолетним, а также ввести регулирование для данного сегмента продукции: «Сегодня как никогда остро встала необходимость срочного принятия законов, которые установили бы четкий запрет на продажу некурительных бестабачных никотиновых изделий несовершеннолетним. Это непозволительно, поэтому необходимо принять соответствующие законодательные изменения». Он также отметил необходимость введения на законодательном уровне лимитов концентрации никотина в данной продукции. «Сейчас мы видим, что на рынке появляется продукция с очень высокой концентрацией никотина. На наш взгляд, это создает достаточно серьезные риски для здоровья потребителя», — подчеркнул Барвин.

            Сергей Кузнецов, директор Союза торговых предприятий независимых сетей России поднял вопрос режима реализации табачной продукции. Спикер считает, что есть очевидные вещи, которые нужно решать, не дожидаясь процедуры «регуляторной гильотины». Речь идет об ограничениях, связанных с продажей табака на расстоянии 100 метров от образовательных учреждений: «На практике нередки ситуации, когда открытие даже образовательных курсов для взрослых приводит к запрету торговли табачной продукцией для всех магазинов в радиусе 100 метров. Под ограничение подпадают и торговые точки, которые находятся, например, на другом берегу реки либо за глухим забором. Подобные запреты не имеют под собой логической основы с точки зрения сокращения доступности табачной продукции для молодежи и детей, уверены участники рынка».

Подводя итоги блока, Владлен Максимов рассказал о новом федеральном проекте Ассоциации малоформатной торговли «Честный магазин», который стартовал в начале года в Омске и к настоящему моменту запущен в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Новосибирской, Челябинской, Брянской, Смоленской, Воронежской и Ростовской областях. Его цель - информирование потребителей и ритейлеров о рисках и ущербе, который нелегальные сигареты наносят потребителям, добросовестному бизнесу и государству. Проект вызвал интерес Владимира Мишеловина, начальника Контрольно-финансового управления ФАС России. По его мнению, подобные инициативы должны поддерживаться органами власти, чтобы стимулировать добросовестный бизнес.

«Если человек приходит в магазин и – один, два, три раза – видит, сигареты и алкоголь здесь дороже, чем у конкурента, то он перестает сюда ходить и покупать здесь все остальное: молоко, колбасу, хлеб. Прахом идут все многолетние усилия предпринимателя выстроить свою особую цепочку поставок. И все из-того, что в соседнем павильоне торгуют нелегальным товаром и никто с этим не борется, либо борется плохо», — считает Максимов.

Следующий блок содержал обсуждение проблем реализации пива. Участники форума обратили внимание на запрет продажи пива в торговых точках, расположенных на первых этажах многоквартирных жилых домов (далее – МКЖД). Ораз Дурдыев, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям АО «АБ ИнБев Эфес»: «Недобросовестные объекты псевдо-общепита обходят запрет ночных продаж, жители МКЖД жалуются на нарушение покоя, тишины, санитарного состояния подъездов и прилегающей территории, а законодатель решил вопрос по старинке – проще запретить. Законопроект, принятый недавно Государственной Думой в 1-м чтении, предусматривает наделение региональных властей правом вводить ограничения продаж в объектах общепита в МКЖД вплоть до полного запрета на основании решения общего собрания собственников помещений и ограничение по минимальной площади зала обслуживания посетителей. Все это может негативно повлиять на рентабельность общепита, уровень конкуренции, неопределенность для бизнеса, а также риски роста нелегального рынка».

Ирина Федорова, старший директор по работе с органами государственной власти региона Восточная Европа пивоваренной компании «Балтика»: «Анализ региональной правовой базы показывает, что инициатива по запрету розничной продажи алкогольной продукции и пива в объектах торговли, расположенных в жилых домах, является наиболее массовой. При этом именно она является потенциально наиболее опасной для предприятий торговли и пивоваренной отрасли. Любые меры по ужесточению регулирования той или иной отрасли в отрыве от мер по созданию благоприятной бизнес-среды, как правило, оказывают влияние исключительно на участников рынка, действующих в правовом поле».

Татьяна Величко, заместитель министра экономического развития и внешних связей Амурской области         рассказала о практике применения действующего законодательства в отношении лже-кафе в многоквартирных домах: «Алкогольная продукция приобретается во вскрытой таре, при оказании услуг общественного питания с потреблением алкогольной продукции на территории общественного питания. Нарушения выявляются с помощью контрольных закупок. У нас в регионе все работает», — уверенно подчеркнула замминистра.

Валентина Шишина, заместитель директора Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области считает, что все проблемы – в излишнем регулировании. Все ограничения должны быть едиными и только на федеральном уровне. Продажа алкоголя ночью в общепите безопасней, чем его продажа в запечатанном виде в рознице, — считает она.

Следующий блок включал рассмотрение проблемы госрегулирования уже не подакцизных товаров. По мнению участников, особенно тревожная ситуация с регулированием безалкогольных тонизирующих напитков (БТН), причем она развивается на протяжении нескольких лет подряд. Несмотря на доказанную безопасность умеренного потребления, что признано Минздравом и главным внештатным специалистом-наркологом Евгением Брюном, страсти вокруг них не утихают. Владлен Максимов напомнил, что несколько раз предпринимались попытки ограничить реализацию безалкогольных энергетиков на федеральном уровне, но неизменно Правительство давало на такие проекты отрицательные заключения, а профильный комитет Госдумы – не рекомендовал их к принятию. Эксперты не раз наглядно демонстрировали, что в БТН кофеина меньше, чем в обычном кофе.

Однако, в силу особенностей разделения полномочий между центром и регионами, ограничения стали массово вводить субъекты федерации. «По сути, если не брать подакцизные товары, законодательная власть впервые вторгается в торговую матрицу, ограничивая продажу какой-то ее части на основе вздорного тезиса о «вредности» продукта. На сегодня в почти половине регионов безалкогольные энергетики во многом приравнены к алкоголю: продавец должен проверять у покупающего БТН человека паспорт. Не исключал бы, однако, - добавил Максимов, - что нам следует подумать о введении максимально допустимого объема упаковки. Это позволит снизить потребление если не кофеина, то сахара, и, надеюсь, успокоит законотворческий зуд в регионах».

В финале секции, посвященной проблемам категорий продукции, участники обсудили проблемы регулирования выкладки. Новое требование размещать раздельно продукты с содержанием молочного жира и без него уже повлекло массовые проверки Роспотребнадзора и штрафы, ударив по небольшим производителям. Новый законопроект, предусматривающий обязательное выделение на полке российских вин, также крайне негативно встречен бизнес-сообществом и раскритикован Минпромторгом.

Евгений Адашев, исполнительный директор Ассоциаций компаний розничной торговли (АКОРТ) призвал участников форума совместно работать над оценкой фактического воздействия этих инициатив и делиться информацией, которая поможет привлечь внимание к возникающим проблемам и изменить ситуацию. «Устранять барьеры и не создавать новые — вот, что нужно для развития торговли, малого и среднего бизнеса в стране, это должно стать приоритетом в работе общественных организаций и власти».

Владлен Максимов отметил, что излишнее регулирование ведет к так называемому эффекту домино, когда каждое предыдущее ограничение или запрет провоцирует следующее; усиливает общественные организации, специализирующиеся на подобной деятельности.  

Андрей Даниленко, руководитель комитета по агропромышленной политике «Деловой России», омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере регулирования торговой деятельности считает, что любые инициативы должны быть разумными и поэтапными с учетом интересов предпринимательского сообщества.

Подводя итоги форума, Владимир Мишеловин рассказал, что ФАС готова работать не только с участниками рынка, но и с федеральными органами исполнительной власти, чтобы сохранять честную конкуренцию. Он также отметил, что необходимо создавать условия для добросовестных участников рынка, и не нужно ухудшать положения бизнеса, необходимо остановиться, вывести базовую регуляторику на федеральный уровень, обозначить ее разумные границы.


Фотоотчет

Материалы по теме:
Retail;
МК;
Lenta;
Комсомольская правда;
ТАСС;
РИА Новости;
Profibeer.


Возврат к списку