12 ноября 2020 г. Минпромторг РФ, РАЭРР при участии АМТ в шестой раз проведут крупнейший отраслевой форум в сфере розничной торговли - «Неделя российского ритейла 2020»


18 Ноября 2020
12 ноября 2020 г. Минпромторг РФ, РАЭРР при участии АМТ в шестой раз проведут крупнейший отраслевой форум в сфере розничной торговли - «Неделя российского ритейла 2020»
12 ноября 2020 г. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Российская Ассоциация Экспертов Рынка Ритейла при участии Ассоциации малоформатной торговли в шестой раз провели крупнейший отраслевой форум в сфере розничной торговли – «Неделя российского ритейла 2020».

В этом году Ассоциация выступила организатором экспертной сессии «Мобильная торговля и фудтраки в регионах. Последний опыт», модератором которой выступил президент АМТ Владлен Максимов

Эксперты обсудили лучшие практики развития мобильной торговли и объектов передвижного питания (фудтраков) в регионах, мобильную торговлю в крупных городах, а также перспективы развития мобильных объектов в сельской местности.

Открывая заседание, директор Департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Никита Кузнецов подчеркнул важность обсуждения лучших практик развития мобильной торговли в связи с отсутствием четкого федерального регулирования. Он отметил, что мобильная торговля носит стратегическое значение для продовольственной безопасности – как постоянно действующая инфраструктура, она очень важна в критических ситуациях, ведь регулярно работающие предприниматели могут оказаться в нужном месте в нужное время.  

Заместитель министра - начальник управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Максим Останин поделился с участниками дискуссии опытом развития сельской развозной торговли в области, как приоритетным направлением в связи с отсутствием стационарных объектов в некоторых удаленных населенных пунктах, особенно в этом году в условиях пандемии. Он рассказал о проекте «Автолавка в село», программой которого является предоставление субсидии хозяйствующим субъектам из средств областного бюджета на возмещение части затрат, связанных с приобретением специализированных автомагазинов для торгового обслуживания жителей удаленных сёл. 

Заместитель министра агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области Островская Светлана рассказала, что в области функционируют 510 мобильных торговых объектов и еще 350 мобильных объектов общественного питания, а в связи с Универсиадой 2023 года развитие таких объектов видится наиболее приоритетным. В настоящее время в Свердловской области готовится проект изменений, в части закрепления права органов местного самоуправления самостоятельно устанавливать правила размещения мобильных торговых объектов на территории муниципального образования. «Указанные изменения позволят органам местного самоуправления установить дифференцированный подход для мобильных торговых объектов на территории муниципальных образований, исходя из уровня социально-экономических условий каждого муниципального образования», - отметила замминистра.

Заместитель министра промышленности и торговли Республики Дагестан Хаджимурад Исрапилов рассказал участникам о ситуации в Республике. На данный момент насчитывается 748 мобильных торговых объектов, большую часть из которых составляют фудтраки, автокафе, а также автолавки по продаже овощей и фруктов. Поддерживая участников сессии, спикер также отметил важность организации мер, направленных на развитие МТО, так, например, в Дагестане сейчас обсуждается возможность организации миниярмарок мобильной торговли на территории дворов многоэтажной жилой застройки, а также изготовлении мобильных автолавок по продаже продовольственных товаров за счет бюджета Республики на местных промышленных предприятиях, для их последующей эксплуатации субъектам МСП при проведении ярмарок. Замминистра также поделился опытом легализации несанкционированной мобильной торговли – всем нелегальным участникам рынка были предоставлены альтернативные места на рынке в Махачкале площадью более 5000 квадратных метров.

Продолжая делиться успешным опытом развития мобильной торговли, руководитель Департамента торговли и развития потребительского рынка Министерства промышленности и торговли Самарской области Алексей Софронов сообщил, что в рамках содействия развития торговли в формате мобильных торговых объектов и мобильных объектов общественного питания на территории области принята госпрограмма «Развитие торговли и потребительского рынка в Самарской области» на 2020 – 2025 годы, определены новые типы объектов, включаемые в схему размещения НТО, такие как: мобильный пункт быстрого питания (фудтрак) и объект мобильной торговли, а также органы местного самоуправления стали включать в схему размещения НТО новые типы объектов. Так, с января 2020 года прирост мобильных объектов торговли составил 9%, не смотря на ситуацию с пандемией. Спикер отметил, что важно проработать вопрос с ГИБДД, так как не всегда получается согласовать размещение с ними. 

В своем выступлении заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области Кирилл Григорьев рассказал о том, что на территории области выделено 1660 мест для размещения мобильных торговых объектов, и основными задачами по развитию мобильной торговли в области являются: организация работы мобильных точек реализации товаров в шаговой доступности, в том числе в режиме самоизоляции; поддержка местных производителей, в основном сельхоз, а также использование фудтраков в благоустроенных парках и зонах отдыха. Кроме того, в качестве мер поддержки проводятся компенсация транспортных затрат, отсрочка на 6 месяцев платежей по договорам на размещение объектов и продление сроков действия договоров на 12 месяцев. 

В настоящий момент совместно с ФАС России прорабатывается разработка алгоритма размещения фудтраков без проведения аукциона, особенно в период ковида. «Мы планируем сократить историю рассмотрения места размещения мобильного торгового объекта. Если один заявитель на одно место, то мы не проводим аукцион, а устанавливаем фиксированную утвержденную ставку. Если более одного, то организуем подбор альтернативного места в радиусе 50 метров или, если это невозможно, то устанавливаем график» - добавил докладчик.

Владлен Максимов, в свою очередь, поддержал спикера по поводу проведения лотереи: «Аукционы чреваты задиранием цены, когда человек оказывается перед альтернативой потерять место или платить за него на пределе возможностей. А лотерея, если она юридически возможна, гораздо более интересный вариант».

Вступая в дискуссию, Никита Кузнецов отметил: «Мест у нас много, зачем тогда устраивать торги в тех случаях, когда можно разместить всех. Понятно, что есть места, где физически или исторически невозможно разместить несколько фудтраков, там логично, чтобы были торги, но в значительной части случаев речь идет о том, что мы можем разместить сразу несколько объектов, и возможно проводить лотереи без дополнительных процедур».

Продолжая сессию, заместитель министра торговли и услуг Республики Башкортостан Валерий Белов поделился предложениями по развитию сельской местности в Республике, например, субсидированием затрат субъектов на приобретение отечественной техники для мобильной торговли в сельских территориях, а также утверждение единых требований на размещение нестационарных и мобильных объектов на муниципальном уровне. «В развитии сельских территорий нас поддержало республиканское Министерство сельского хозяйства, предусмотрев приобретение автолавок по грантовой поддержке при реализации доходогенерирующих проектов. Мы предполагаем принципиально поменять подход к выделению мобильных объектов, необходимы единые и понятные правила для наших предпринимателей, по которым торговый бизнес смог бы функционировать и развиваться дальше»,  отметил замминистра.  

Заместитель председателя Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, Анастасия Толмачева рассказала, как развивается мобильная торговля на территории Ленинградской области. В настоящее время действуют различные субсидии для возмещения части затрат: на приобретение автомагазинов и прицепов - до 70%, субсидии, связанные с заключением договоров финансовой аренды (лизинга) - до 95%, субсидии, связанные с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях - до 90%, а также субсидии для возмещения части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитным договорам - до 75%. На территории области также действуют меры поддержки для потребительских сообществ на возмещение затрат организациям потребительской кооперации, связанных с доставкой товаров в сельскую местность, начиная с 11 километра от пункта их получения. Помимо субсидирования, есть и другие меры, направленные на продвижение мобильной торговли: предоставление мест на муниципальных и региональных ярмарках на безвозмездной основе, предоставление мест в схеме НТО посредством электронных услуг (МФЦ и ГосУслуг), а также поощрение лучших НТО (в том числе автомагазинов и фудтраков) в рамках региональных конкурсов «Бизнес-признание».

Статс-секретарь Центросоюза Российской Федерации Татьяна Чемоданова рассказала, что в Центросоюз входит 76 регионов с разными климатическими условиями, разными территориями и разными условиями для осуществления торговли. «Мы занимаемся обслуживанием территории сельской местности самых отдаленных населенных пунктов, обслуживаем автолавками 34000 населенных пункта, из них в 12000 приезжаем только мы – автолавки организации потребительской кооперации. Пандемия показала достаточный всплеск интереса к этой форме обслуживания, а с учетом развития технологий – это и интернет заказы, и возможности совмещения в одной автолавке не только пунктов по продаже товаров, но и банковских и даже медицинских офисов, все это востребовано населением, – отметила спикер, – также мы закупаем излишки сельхозпродукции, и тем самым не только реализуем товары, но и стимулируем спрос городских жителей на продукты питания, выращенные в деревне».

Подводя итоги, Владлен Максимов отметил, что, согласно Конституции, торговля в совместном ведении федерального центра с субъектами федерации не для того, чтобы региональные власти могли блокировать какие-то здравые инициативы и  вводить дополнительные ограничения, а наоборот – чтобы регионы могли предложить что-то свое, чего не видно из Москвы, и претворить это в жизнь.. Он также подчеркнул, что фудтрак не должен быть киоском на колесах: все-таки он должен передвигаться – в течении недели, а быть может, и дня. 

Завершая дискуссию, Никита Кузнецов напомнил, что развивать мобильную торговлю необходимо не только в сельской местности, где это жизненно необходимо, но и не забывать о том, что в первую очередь – это городская история – красивая, дорогая, технологичная. «Мобильная торговля будет только развиваться, наша задача упростить правила, сделать их максимально доступными и уйти от многоступенчатых процедур согласования», – подытожил представитель Минпромторга. 

Все без исключения участники сессии отметили, что положительный опыт регионов необходимо тиражировать и далее. 


Фотоотчет

Возврат к списку