«Они срубят денег, но создадут социальную напряженность…»


24 Декабря 2015

Российский малый бизнес в штыки воспринял идею правительства РФ о введении единой государственной автоматизированной информационной системы для контроля за оборотом алкогольной продукции (ЕГАИС) в розничной торговле. Она, напомним, подразумевает установку в магазинах программного обеспечения и технических средств, за которые, помимо ежегодных взносов, бизнесменам придется заплатить внушительную сумму – до 150 тыс. рублей. Предприниматели называют ЕГАИС своим «Платоном» и жалуются, что она недоработана. При этом штрафы за отказ подключения, как и за ошибки в отчетности, уже назначены (от 150 до 200 тыс. рублей). Их запредельный размер способен подкосить любой бизнес. Накануне в Тюмени прошел митинг с требованием остановить внедрение ЕГАИС и отправить в отставку главу Росалкогольрегулирования Игоря Чуяна. Znak.com поговорил с организатором акции, президентом региональной Ассоциации малых и микропредприятий в сфере торговли Владимиром Пановым.  
 
— Владимир, попытки внедрить ЕГАИС в России не прекращаются уже много лет. Почему вдруг вновь обострилась эта тема?   

— Если обратиться к предыстории: сначала систему вводили в оптовом звене. Два года пытались ее установить, но она не работала – программа была сырая, возникали ошибки, и от нее отказались. Потом была длительная пауза, и сейчас ее решили внедрить снова, но уже во всех звеньях, в том числе и в рознице. По нашему мнению, это связано с кризисом, с сокращением поступлений в бюджет. Не хватает денег компаниям, аффилированным с властью. Система работает в интересах крупных федеральных сетей – возможно, из-за того, что их легче контролировать, а возможно, и потому, что к ним имеют отношение некоторые чиновники высокого ранга. Параллельно при этом ведется давление на общество через СМИ. Мол, страну захлестнул поток нелегального алкоголя - и все это благодаря мелкой рознице, которая торгует «в черную». Мы пытаемся объяснить и доказать, что не имеем к этому отношения. Получая лицензию, которая стоит очень дорого, мы не испытываем никакого желания торговать контрафактом, всякими «фунфыриками» и «паленками», от которых травятся люди. Помимо высокой стоимости лицензии, наши законы настолько жесткие, что можно легко потерять ее и получить огромный штраф.   

— Сколько стоит сейчас лицензия на торговлю алкоголем?   

— 65 тыс. рублей в год, но кроме этого нужно еще выполнить ряд требований, которые предъявляются к помещению. Плюс уставный капитал для юридического лица (а по закону торговать алкоголем могут только юрлица), в Тюмени это 500 тыс. рублей. В общем, получить ее довольно сложно. К тому же, когда мы подаем заявку на получение лицензии, мы оплачиваем госпошлину в размере ее стоимости, приносим справку об отсутствии задолженностей перед бюджетом. И если выскакивают даже какие-то копеечные неоплаченные суммы, даже пени, в получении лицензии отказывают, но деньги назад не возвращают. Рискуя потерять лицензию, никто с этим связываться не будет. Весь нелегальный оборот идет через розницу, у которой нет лицензии, поэтому я не могу понять, зачем было закручивать гайки именно в нашем звене. На ум приходит только одно - чтобы перераспределить эту группу товаров в пользу крупного ритейла.   

— Откуда же тогда берется контрафакт?   

— Надо понимать, что нелегальная водка бывает двух категорий. Первая – это реально опасный контрафакт, который непонятно где и кем разливается, чуть ли не в частном секторе. Это та самая отрава, от которой умирают люди. Вторая категория – качественная водка, произведенная известными заводами, которая идет «налево», в обход уплаты акциза. Акцизный сбор у нас составляет около 100 рублей с бутылки водки при ее себестоимости около 20 рублей. Все остальные составляющие цены – это акциз и торговые надбавки производителей, оптовиков и розничных торговцев. Представляете, какой жирный кусок можно положить кому-то в карман, если торговать без акциза? Водка идет просто вагонами из Подмосковья, даже большими объемами, чем с Северного Кавказа. Всем эти заводы известны. При желании можно легко навести порядок в этом первичном звене и не кошмарить розницу.   

— Вы отслеживали, откуда пошли требования установки ЕГАИС, кто лоббирует внедрение системы, ужесточение требований и штрафных санкций?   

— У нас доступа к такой информации нет, но на уровне, например, Госдумы можно сказать, что очень давно эту тему лоббирует депутат Звагельский, зампред комитета по экономике. Он имел в свое время отношение к алкогольному бизнесу (владел ЛВЗ «Красная звезда», был замгендиректора ФГУП «Росспиртпром», - ред.). Само Росалкогольрегулирование, главный инициатор внедрения ЕГАИС, по нашему мнению, стало коррупционной структурой, которая влияет на рынок в интересах «своих» компаний. Поэтому мы требуем отставки главы федеральной службы Игоря Чуяна. Хотя, как мы понимаем, не он лично является главным интересантом, он, скорее, фигура типа [бывшего министра обороны РФ Анатолия] Сердюкова.   

— А можно попробовать оценить нагрузку на предпринимателей от введения ЕГАИС, по кому ударит система в первую очередь?   

— Первая проблема возникла с общепитом. Они заявляют, что с 1 января начнутся трудности с продажей алкоголя в ресторанах и барах. Но надо понимать, что процесс внедрения ЕГАИС состоит из двух этапов. Первый этап – установка «на прием», с 1 января 2016 года, второй – установка «на реализацию», с 1 июля. То есть если мы не запустим ЕГАИС с 1 января, то мы не сможем покупать водку официально, но сможем ею торговать. А с 1 июля уже и торговать не сможем. Общепит же обязан участвовать только в первом этапе.  

 — Торговли пивом это тоже касается?   

— С пивом то же, что и с ресторанами. Продавцов обязывают ставить ЕГАИС только «на прием», про реализацию пока в законе ничего не прописано. То есть если вы берете пиво нелегально, ЕГАИС ставить не надо.   

— И никто не проверит?   

— Как повезет, если жалоб не будет или никто специально не захочет, то, возможно, и нет.  

 — Я правильно понимаю - если есть запасы, то до июля у предпринимателей никаких проблем не возникнет?   

— Да, скорее всего, некоторые пойдут по такому принципу – просто наберут алкоголя сейчас, а где-то в середине января, когда в торговле начнется провал, народ будет без денег, будут думать об установке ЕГАИС. Но есть нюанс. Помимо сдачи ежеквартальных деклараций в Росалкогольрегулирование, с 2016 года нам добавили журнал учета продаж алкогольной продукции, так называемую «амбарную книгу». Даже этих два параллельных и абсолютно ненужных отчета вести очень тяжело, а тут еще сверху нам «прислали» ЕГАИС. И работать с ней должен продавец, на которого и так высокая нагрузка. Даже если исключить пьянство на работе и продажи мимо кассы, очень высока вероятность ошибок или даже сбоев в работе системы, а штрафы накладываются на предприятие и составляют от 150 до 200 тысяч рублей. С кого потом спрашивать? Многие продавцы вообще как мигранты приезжают из других регионов, где нет работы. Едут из деревень, оставляют детей с бабушками, снимают квартиры в городе, набирают кучу кредитов на все подряд, потом их банки не могут найти, настолько они мобильные. И вот этот человек становится ответственным, по сути, за весь твой бизнес.  

— А разве ЕГАИС не автоматическая система?   

— По идее, автоматическая, но все равно нужно нажать на кнопку сканера. Будет ли продавец на нее нажимать так, как это нужно, вот в чем вопрос. Да, чиновники говорят, что первое время штрафовать не будут, но документа на этот счет пока никакого нет, лишь устные заявления.   

— Насколько важны алкоголь и пиво в структуре продаж?   

— Очень важны, конечно. Минимум 25% оборота. Ну и есть нюансы: не будет водки, так и закуску покупать у вас не будут. В целом мы не понимаем, зачем оказывать такое мощное давление на малый бизнес, тем более в столь тяжелые времена, когда, по-хорошему, надо освобождать нас от налогов. Да, они срубят сейчас какие-то деньги, но на ровном месте создадут социальную напряженность. В цивилизованных странах в период кризиса снижают налоги на малый бизнес, вплоть до полной отмены. Вводить новые поборы с населения в условиях экономического кризиса – преступление!


Возврат к списку