Московский метрополитен объявил войну печатному слову


27 Февраля 2017
Московский метрополитен объявил войну печатному слову
В московском метрополитене тенденция другая. Его не украсишь велосипедными дорожками, а людей не вытолкнешь на окраину. Но кое-что сделать удалось – удалось полностью изгнать из подземки газеты, журналы и книги и всю систему их распространения. Думаю, это сделано, чтобы уплотнить пассажиров в московском метро, а когда они набиты в поездах как сельди в бочке для чтения книг или газет места не остается. Благодаря этому курсу на изгнание печатного слова из подземки возможностей уплотнить пассажиров метро стало больше. Слава Богу, остается место для наушников, впрочем, и провода от них вместе с девайсами тоже занимают определенное место. Думаю, вскоре и их запретят.

Но не всем эта тенденция оказалась по нраву. В СМИ появилась критика в адрес руководства московского метрополитена. В бумажных и электронных изданиях (в газетах «Комсомольская правда», «Мир новостей», «Аргументы недели», в интернет-журнале PlanetaSMI.RU и др.) вышли публикации по данной проблеме, а в конце января даже вышло сообщение ТАСС.

А ведь еще несколько лет назад ситуация с продажами прессы в московском метро была совсем другая. В 2012 году здесь было 329 киосков, торговавших газетами, журналами и книгами и 225 газетных автоматов, в 2015-м – соответственно 165 и 175. В начале 2016 года году в подземке не осталось ни одного торгового объекта прессы, прекратило свое существование даже предприятие «Метропресс», 60% акций которого принадлежало самому метрополитену. То есть было сделано все, чтобы ни одна бумажная мышь не могла проскользнуть в подземку.

Под давлением общественности руководство ГУП «Московский метрополитен» решило вернуть продажи прессы в метро через аукционы. В первом из них, весной 2016 года, на торги было выставлено 20 объектов, за которые победитель аукциона — ранее не известная на рынке распространения прессы компания «АМО-Пресс» — заплатила цену, превысившую стартовую в 3,5 раза. (арендная плата за лот таким образом составляет почти 2,7 млн. руб. в месяц). Однако до сих пор начать работу в полном объеме у этой компании не получилось: метрополитен передал ей пока только 10 из 20 выигранных мест.

По данным экспертов рынка, следующие аукционы, на которых будут разыгрываться места исключительно под торговлю прессой, Московский метрополитен планирует провести в марте-апреле с.г. Однако перспективы данных торгов весьма туманны. Во-первых, имеется негативный опыт уже упомянутой «АМО-Пресс». Во-вторых, принять участие в торгах метрополитена по таким заоблачным ставкам вряд ли сможет кто-либо из уже работающих профессиональных операторов. Причина банальна: пресса — товар низкорентабельный, и, учитывая, что в метро в киосках прессы не допускается торговля сопутствующими товарами, «отбить» заплаченные за торговые места деньги в ближайшей перспективе не получится.

Между тем, претензии к ГУП «Московский метрополитен» появились у Федеральной антимонопольной службы. В конце января ТАСС со ссылкой на ФАС сообщил: «Московский метрополитен завысил суммы обеспечения заявок для участия в аукционах на право торговли в киосках, расположенных в подуличных переходах станций метро». Так, по одному из аукционов задаток должен был составить 71,3 млн. рублей, по второму - 77,6 млн. рублей. При этом суммы ежемесячной платы за торговлю в переходе составляли 5,942 млн. рублей и 6,468 млн. рублей соответственно. В этом же сообщении ТАСС процитировал руководителя Московского УФАС России Армена Ханяна: «Установленные московским метрополитеном размеры задатков являются непреодолимым препятствием для большинства представителей малого и среднего бизнеса. Такие действия ГУПа резко ограничивают круг лиц, имеющих возможность вести торговлю в переходах».

ФАС выдала метрополитену предписание о прекращении нарушения и внесении изменений в документацию о торгах. Однако аукционы не отменены, и заявки на них по-прежнему принимаются.

Контрастом по сравнению с подземкой является ситуация на поверхности города. Надо отдать должное вице-мэру А. Н. Горбенко, которому удалось отстоять наличие 2 тысяч киосков прессы в Москве. Это на фоне уничтоженных сотен киосков с цветами, мороженым, хлебом и др. Департамент СМИ Москвы проводит не аукционы, а конкурсы на право торговли прессой. Здесь тоже есть свои проблемы, издатели и распространители говорят об этом вслух. (Я вообще считаю, что эксперимент с деприватизацией мелкой розницы в городе кончится провалом, но это, как говорится, совсем другая история). Но на фоне проблем с печатной продукцией в метро Департамент СМИ вместе со своим шефом выглядит радикально лучше. Жаль, что информационные власти Москвы не имеют никакого влияния на ситуацию в подземке, да и в ассортиментной политике объектов прессы первую скрипку, причем деструктивную, играют торговые власти города.

Не знаю, насколько способно руководство метрополитена вместе с департаментами транспорта и конкурентной политики прислушаться к мнению ФАС и мнению медиаотрасли, но остается надеяться, что они хотя бы обратят внимание на опыт питерского метро или минской подземки и смогут изменить свою политику по отношению к печатному слову. В противном случае у граждан останутся только непечатные выражения.

Источник: PlanetaSMI

Возврат к списку