КИОСКИ В РОССИИ: О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЧИНОВНИКИ И ЧТО ДЕЛАЮТ РЕГИОНЫ


31 Января 2018
КИОСКИ В РОССИИ: О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЧИНОВНИКИ И ЧТО ДЕЛАЮТ РЕГИОНЫ
В настоящее время владельцы малых торговых форматов, киосков и небольших торговых точек, находятся в подвешенном состоянии. Закон, который бы регулировал правила игры, пока не принят. Поэтому владельцы киосков чувствуют поддержку лишь в тех регионах, где эта идея получает одобрение со стороны местных властей. О том, как развиваются сегодня малые форматы торговли в России, о положительном опыте в регионах, когда современные киоски и форматы стрит-ритейла становятся украшением города, о сотрудничестве малых форматов с крупными поговорили с Владленом Максимовым, президентом Ассоциации малоформатной торговли.

— Как развиваются сегодня малые форматы торговли в России? Каковы основные проблемы этого сегмента?

— Закон, по которому малые торговые объекты получили бы четкие правила игры и стали бы полноправными легализованными участниками рынка, был подготовлен еще три года назад, в конце марта 2015 года. К сожалению, он до сих пор не принят. Поэтому пока малые форматы торговли чувствуют развитие лишь в тех регионах, где есть соответствующая воля муниципальных и региональных властей. Речь идет как о нестационарных торговых объектах, рынках и ярмарках, так и о небольших магазинах площадью до 150 кв. м.

На сегодняшний день большой проблемой для малых форматов торговли является ее дискриминация. Снос нестационарных объектов в Москве стал ярким тому примером. Часть регионов также планируют «перенять» опыт столицы. Часть, к счастью, не собираются делать резких движений, однако, и развивать малые форматы торговли готовы только после принятия соответствующего закона. В такой ситуации игроки рынка находятся в подвешенном состоянии. Соответственно, они не готовы инвестировать в свой бизнес, менять конструкции, которые приходят в негодность.

Еще одной проблемой являются разного рода ограничения малого ритейла по ассортименту. Речь идет об ограничениях на торговлю алкоголем и табаком. Понятно, что без табака и алкоголя магазину трудно конкурировать. Ведь покупателю удобнее купить все в одном месте, нежели заходить в несколько магазинов. Причем продажу алкоголя и табака ограничивают прежде всего в малых торговых форматах.

— Закон о нестационарных объектах не принят. Значит кризис у киоскеров продолжается?

— Худшие времена остались в 2016 году. Я много езжу по регионам России и вижу, что малые форматы развиваются. Причем, муниципальные чиновники рассказывают, что им на совещаниях говорят, — «смотрите на Москву». Однако, они не спешат перенимать опыт столицы, занимая более спокойную позицию в отношении киосков.

Очень важно, что Минпромторг поддерживает малые форматы как федеральный регулятор. Еще в 2016 году ведомство составило нормативы по разным группам объектов, продвигая идею о многоформатной торговле. Раньше было так: приходишь к муниципальному чиновнику с предложением провести ярмарку, а он в ответ, — нам это не надо, у нас в районе есть торговый центр. Теперь такой номер не пройдет! И чиновники должны отчитаться по крупным, средним и малым форматам торговли.

В отдельных регионах мы столкнулись с тем, что местные власти говорят о переизбытке малых форматов и предлагают сносить объекты такого рода. И тут Минпромторг встал на нашу сторону и дал четкую оценку, отметив что показатели «нормативов» — это только первая ступень.

— Какова ситуация с нестационарными торговыми объектами в Московской области?

— В целом ситуация неплохая. Все зависит от районов. Во многом это зависит от муниципальной власти. Например, в Химках вопрос с заменой нестационарных объектов решили вполне цивилизованно: предпринимателям предложили заключить новый договор аренды, при этом перестроив такие объекты. Кстати, экс-глава Химок, Владимир Слепцов стал мэром Ярославля. Сегодня в этом городе реализуется пилотный проект по развитию стрит-ритейла и нестационарной торговли в зоне жилой застройки. В Ярославле будет внедрен передовой опыт, в частности, появится уличный вендинг, фудтраки, будет происходить обновление киосковой сети. Важно то, что ярославским предпринимателям предложили заключить продолжительные договоры аренды на киоски, а также предоставили скидку на аренду в первые два года с учетом замены киоска. Это очень хорошая практика. Владелец киоска зачастую сталкивается с ситуацией вредительства, например, когда киоск повреждают вандалы. Предпринимателю легче осуществлять ремонт киоска, если он уверен в завтрашнем дне.

Во многих регионах иная ситуация: договор аренды никто не продлевает, и киоскер не знает, следует ли ему вкладываться в ремонт.

— Есть мнение, что киоски уродуют город? С таким посылом были снесены торговые объекты в Москве, Санкт-Петербурге, планируют сносить в Тюмени и Перми?

— Современные нестационарные торговые объекты ничего не уродуют – они напротив украшают город. В Оренбурге есть очень интересные форматы как по общепиту, так и в направлении малой торговли. В частности, проходят аукционы, ставятся новые объекты торговли. По общепиту – есть уникальные проекты.


Да, зачастую малые форматы торговли в регионах выглядят не очень презентабельно. Но рубить с плеча, я бы не стал. Надо все менять постепенно.

— Минпромторг России продвигает идею многоформатной торговли. Ярмарки, выставки, рынки становятся постоянными действующими площадками для реализации продукции небольших производителей, которые пока не могут попасть в крупные сети. В частности, в Москве в марте 2018 года пройдет «Гранд Bazar» в виде особого формата шоппинга. Как вы оцениваете такие форматы торговли?
— Таких мероприятий и программ должно быть как можно больше, чтобы каждый человек в пешей доступности мог купить, например, сельхозпродукцию.

Конечно, опыт Москвы по организации ярмарок и рынков очень важный, однако его нельзя тиражировать на всю Россию. Столица закупает киоски и ставит их за бюджетные деньги. Понятно, что, например, для Смоленска это невозможно, таких бюджетов в регионах просто нет.

Кстати, Смоленск стал хорошим примером соседства супермаркетов и малых форматов. В этом городе рядом с супермаркетом стоят киоски с молочной, мясной, рыбной продукцией. Это и есть прямая конкуренция. И у потребителя есть выбор: он может купить молоко федерального бренда в супермаркете или местного производства в киоске.

— От кого зависит развитие малых форматов торговли в регионах?

— Все зависит от руководства на местах. Торговые площади Оренбурга развивают муниципальные власти. В Ярославле — тоже. В ситуации, когда федерального закона нет, все зависит от власти на местах.


— Когда закон о малых форматах торговли будет подписан?

—  Законопроект был готов в конце марта 2015 года. С этого времени участники рынка ждут его подписания. Будем надеяться, что в этом году он вступит в законную силу. Если это не произойдет, то тема малых форматов торговли перейдет в другую плоскость.

— Малые торговые форматы призывают использовать трафик крупных сетей, организуя на их площадях небольшие нишевые магазины. Также есть идея ограничить время работы супермаркетов с целью поддержки малых форматов торговли. Следует ли ограничивать рыночную силу сетей?

— Я не приветствую идею борьбы с сетями, ссылаясь на страшные наценки в 400%. В текущей ситуации не разрешать работать супермаркетам по воскресениям или ограничивать их время работы – это популизм.

Считаю, что должны быть все форматы торговли. При этом ни один из них не должен административно «выжимать» другой. Да, есть объективная рыночная сила у сетей, но противостоять ей надо антимонопольным регулированием в тонких настройках. Безусловно малые формы заинтересованы в том, чтобы были крупные.

Для малых производителей есть обкатанная во всем мире система сбыта продукции через малых по формату ритейлеров. В ситуации, когда малые павильоны уничтожают, в том числе запретив им торговать алкоголем и сигаретами, понятно, от этого страдают и производители.


Источник: Retail Life

Возврат к списку