Киоски и павильоны: на последнем издыхании


16 Октября 2015
Киоски и павильоны: на последнем издыхании


В Китае построили могучую экономику, дав свободу бизнесу и отстреливая коррупционеров. У нас же все наоборот: полная свобода коррупционерам и отстрел ими любой предпринимательской активности снизу, которая им чем-то мешает. Фактически у нас нет никакой рыночной экономики, а есть диктат монополий чиновников и придворных олигархов. Они диктуют цены на все товары жизнеобеспечения: газ и бензин, электричество, воду, тепло, прав на землю, имущество, аренду, а через них и на все продукты земледельцев и ремесленников.

Мир торговым центрам, война киоскам

Перспектив у малого бизнеса практически нет: призрак дефолта бродит по России, и власти охотно расчищают ему дорогу. Кто-то из малых пытается выжить, уйдя в тень, а многие просто опускают руки. В такой ситуации порядочная власть могла бы сказать: пролетарии малого бизнеса, извините; вода в ключах, а голова на плечах, выживайте сами, как знаете. Но чиновники и монополисты выжимают из них все, что можно. Как в старом анекдоте: ну, Мурка, ну еще хоть пару капель!

В Воронеже малый бизнес в новом веке уже не надеялся на развитие — только на выживание. Удушение его происходит с фантастическим лицемерием: чиновники, кормящиеся от малых, божатся, что они заботятся только об их процветании и не спят по ночам от дум, какую бы еще им пользу сделать. А неблагодарные малые мечтают об одном: чтоб не лезли к ним со лживыми лозунгами и липкими руками.

Председатель Воронежского областного объединения предпринимателей Татьяна Гончарова в октябре сообщила, что киоски и павильоны города — на последнем издыхании: очередные 860 киосков готовятся к сносу — на радость торговым центрам их не включили в новую схему по благоустройству города. Так что еще тысяча рабочих мест скоро будет уничтожена в Воронеже; власть не оставляет горло малых без заботливой хватки.

А вице-президент ВООП «Опора России» Александр Жарков заявил, что чиновники разных уровней придумывают все новые технологии, запреты, рычаги контроля и надзора и уже просто не могут существовать без ошкурения бизнеса.

Сетевики, наденьте ордена!

В декабре, когда во время обвала рубля население в панике скупало бытовую технику и продукты впрок, агентство «Ваше мнение» выяснило: большинство воронежцев считает количество супер- и гипермаркетов в городе избыточным. Здесь уже работают по 2 гипермаркета сетей «Лента», «О’кей», «Карусель», «Metro Cash&Carry», 1 — «Ашан», более 40 супермаркетов «Пятью пять», сетевые магазины «Винегрет», «Мир вкуса», «Центрторг», «Магнит», Billa.

В марте РосБизнесКонсалтинг опросил предпринимателей: что мешает малому и среднему бизнесу в России? 53,6% ответили: чрезмерное давление власти; избыточные проверки часто становятся инструментом поглощения или отнятия бизнеса. 47% россиян считали, что сносить киоски не нужно. Особенно в малых городах.

В апреле-мае возник скандал, связанный с тем, что сетевики задерживают оплату товара поставщикам до 100–150 дней, чтобы кредитоваться за их счет.

Крупнейший производитель спиртного в России компания «Синергия» в мае пожаловалась в ФАС: ее обороты и налоги в бюджет резко падают, в том числе, из-за поборов сетевиков: получая 30% бонуса от поставщика и 15% наценки от покупателя, сеть фактически увеличивает свою наценку от входной цены до 70–75%; ретейлер берет себе 100 руб. с бутылки, а поставщик — всего 10–15 руб. Доходность в сетевом секторе России уже вдвое выше, чем в развитых странах! В ответ сеть магазинов «Дикси» вывела из оборота продукцию «Синергии». Чтоб не жаловались.

Даже Госдума возмутилась поборами сетевиков и решила ограничить их аппетиты. Комитет Госдумы по экономике одобрил проект поправок в закон «О торговле» группы депутатов во главе с Ириной Яровой: снижение максимального ретробонуса (премии с поставщиков за объем продаж) с 10% до 3% от суммы поставки и запрет любых поборов сетей с поставщиков; это должно «серьезно ограничить произвольные действия и злоупотребления со стороны торговых сетей».

В ответ Минпромторг сообщил, что вице-премьер Аркадий Дворкович уже согласовал другой законопроект — без ограничения бонусов сетевикам.

Шеф воронежской сети «Пятью Пять» Евгений Лаврухин внес свои пять копеек в обсуждение поправок Яровой: «Торговля… зависит от рыночных механизмов, а любые попытки ее регулирования со стороны государства деструктивны… Бонус — это форма поощрения сети поставщиком за достижение высоких объемов продаж. Грубо говоря, со ста тысяч рублей с продаж в месяц поставщик дает 2%, с 1 млн рублей — 10%. Теперь… поставщик будет искать дополнительные поощрения сети в другой форме. К примеру, временного снижения цены, когда после крупных продаж следующая поставка делается со скидкой 10%... Произвола сетей нет!».

Ну да, конечно, кто ж добровольно откажется от лишних доходов. Лаврухин всячески подчеркивал как бы равноправное партнерство производителей и торговцев и невозможность сговора сетевиков, хотя скандалы об этом возникают регулярно. Например, о знаменитом взлете цен на гречку. А уж от «равноправия партнеров» стон производителей стоит по всей стране.

С больной головы на здоровую

В июне Союз независимых сетей (СНС) обратился к правительству с просьбой отложить рассмотрение поправок к закону «О торговле»: а то, мол, рынок захватит крупный бизнес. Как будто он уже его не захватил. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) поддержала предложение СНС.

А поставщии считали, что сети просто переименуют бонусы в скидку и все равно получат свои деньги: они просто настоят на снижении закупочной цены, и этот доход будет называться по-другому — не бонус, а скидка. Ни в Госдуме, ни в АКОРТ, ни в объединениях производителей никто не обсуждал первопричину бонусов, фактический монополизм сетевиков — это покушение на паразитические основы государства российского!

В сентябре Минэкономразвития в пух и прах разнесло думские поправки к закону «О торговле»: сокращение бонусов ударит по самим поставщикам, лишив их инструмента конкуренции, сети будут заключать договора только с крупными производителями, и пострадают небольшие кондитерские, хлебопекарни, местные производители полуфабрикатов и плодоовощной продукции, а сети просто заложат свои потери в цену товара на полке. МЭР предложило заменить запрет бонусов регулированием с помощью чиновников — межотраслевого экспертного совета. Аналитический центр при правительстве РФ поддержал это предложение.

Производителям этот демарш не понравился. Глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин заявил: «Маркетинговых платежей в принципе не должно быть, так как это, по сути, навязывание товара потребителю. Если товар хороший, он и так попадет на полку. А если производитель благодаря финансовому ресурсу будет продвигать плохой товар, пострадает потребитель».

Зато сетям заключение МЭР очень понравилось. Член президиума АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев: «Если убрать бонусы, сети начнут поднимать цены, чтобы в них спрятать риски последующих скидок». И целый Кудрин поддержал сетевиков.

В сентябре МЭР отклонило предложенные Госдумой поправки в закон «О торговле». Воронежские сетевики тоже оценили поправки как вредные. Гендиректор воронежской сети «Синторг» Аркадий Стекольщиков: «Мы видим, что уже закрылись «Росинка», «В десяточку»... Принятие поправок поставило бы под удар нас, «Центрторг», «Пятью пять», местные сети. Зато остались бы немецкие и французские ритейлеры… Вслед за нами пострадало бы и местное производство, поскольку оно шире представлено в местных сетях, чем в федеральных. Например, с Новоусманским молокозаводом работаем только мы, делаем их товару наценку меньше 10%». Он добавил, что в случае урезания бонусов вынужден будет отказаться от работы с местными производителями, поставляющими малый объем товара: их поставки выгодны сетям только за счет бонусов.

Руководитель кондитерского комбината «Сажинский» Дмитрий Шейкин: «Торговые сети все равно нашли бы способы сохранить прибыль… Бонусы повышают стоимость продукции для потребителей до 25-30%… Ограничение всегда можно обойти, назвав бонусы по-другому». Шейкин предложил иные меры, чем Яровая: обязать сети закупать минимум 20% товаров местных производителей. Но это противоречит реальной политике партии и правительства, которым торговля намного роднее, чем производство.

Куда утекла прибыль с гречки

2 сентября УФАС Татарстана признало ЗАО «Торговый дом «Перекресток», ЗАО «Тандер», ООО «Агроторг», ООО «Зельгрос», ООО «Ашан» нарушившими ч.1 ст.11 закона о защите конкуренции и оштрафовало «Ашан» на 584 тысячи руб. из-за роста цен на гречку. Оптовики предупредили магазины о повышении отпускных цен на гречку более, чем в полтора раза, и объяснили это плохим урожаем. Однако руководство Алтайского края (до 50% производства гречихи в РФ) эту версию опровергло. С 11.12.2014 по 23.01.2015 у оптовиков цены на гречку упали на 8,9%, а ретейлеры повысили их более, чем на 15%. Очевидней некуда!

Следом СМИ сообщили о задержании с поличным в московском ресторане главного технолога сети «Перекресток». Он получил от директора фирмы «Кулинарные технологии», поставщика сети, 300 тысяч руб. и муляж на сумму 2,7 млн руб. Общая сумма взятки за реализацию продукции в «Перекрестке» должна была составить 36 млн рублей. Возбуждено уголовное дело по ст.204 УК РФ (коммерческий подкуп). Во-от, вот за что идет информационная битва! Чтоб раз — и 36 «лимонов» в кармане!

А вскоре возник новый скандал: оказалось, что якобы «народные» «Пятерочка», «Копейка», «Народный» и др. (сотни тысяч магазинов по всей России) принадлежат иностранным компаниям! Вот почему растут цены и тотально уничтожаются мелкие продуктовые магазины.

«Ашан», «Leroy Merlin» — Франция.

«О'кей» — Люксембург.

«Пятёрочка», «Перекресток», «Мы», «Меркадо суперцентр», «Патэрсон», «Корзинка», «Копейка», «Тройка», «Экономная семья», «Семья», «Симбирка», «Ярмарка», «Провиант», «Универсам», «Покупочка», «Тамерлан», «Spar», «Карусель», «Мир продуктов», «А5», «Народный» — Нидерланды.

«MetroCash&Carry», «Зельгрос» — Германия.

«Лента» — Британские Виргинские острова.

«Магнит», «Глобус» — Кипр.

«Билла» — Австрия.

Полки этих сетей в Воронеже заполнены, в основном, импортным товаром, а не тем, что выращено на нашей земле. Некоторые эксперты даже заявили, что гипермаркеты откровенно работают против России, разрушили ее сеть розничной торговли, утопили местных производителей, наводнили страну сомнительными продуктами и выводят из нее валюту. Ни о каком импортозамещении в такой ситуации речь идти не может.

Источник: МК Воронеж

Материал: Александр Ягодкин


Возврат к списку