«Предприниматели, работавшие на поверхности, хлынули в метро»


24 Мая 2016
«Предприниматели, работавшие на поверхности, хлынули в метро»

За право торговать в метро предприниматели готовы платить вдвое больше стартовой цены. Места для розничной торговли мэрия Москвы разыгрывала на аукционе. Во время первого этапа изначальная стоимость выросла на 120%, сообщили в транспортном департаменте Москвы. На один лот претендовали в среднем по 20 предпринимателей, а на некоторые участки по 60, добавили в мэрии. По новым правилам, бизнесмены получают право на пять лет аренды торгового места. При этом договор не может быть продлен, а сдавать его в субаренду также нельзя. Президент Коалиции владельцев малых торговых форматов и киоскеров Владлен Максимов ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Петра Косенко.

— Достаточно жесткие условия аренды, появилось много новых требований. Почему все равно такой большой интерес к бизнесу?

— Если отвечать коротко, то интерес обусловлен тем, что мест в Москве очень мало, первые этажи фактически все заняты и какое-то движение замерло, сдается очень мало. Вот, собственно, основная причина. С другой стороны, я бы не сказал, что такие уж жесткие условия — то, что сдается на пять лет без права субаренды, и дальше через пять лет новый аукцион. В общем, в этом ничего страшного я не вижу.

— Эти 20-60 человек на место — это самое страшное, нет?

— Это как раз из-за того, что объектов мало, из-за того, что на поверхности их осталось совсем немного, можно сказать, ничтожное количество. И те люди, которые работали на поверхности, хлынули в метро.

— Кстати, мы вспоминаем ту самую пресловутую «ночь длинных ковшей», когда количество этих мест еще значительно уменьшилось.

— Там 100 объектов было снесено. В принципе, за все время было закрыто в разы больше.

— Хорошо, новые правила одновременно появились с введением этих аукционов. Предприниматели в частности смогут менять категорию услуг, например, продавали одежду, а потом стали торговать книгами или парфюмерией. Насколько этот шаг оправдан, как вам кажется, это плюс или минус?

— Это плюс, безусловно. Потому что это, во-первых, никто вас не обязывает делать, предприниматель имеет право это сделать. Я бы вас тут поправил на счет парфюмерии, я знаю, что там есть ограничение, просто потому что сам много лет парфюмерией занимался. И что касается одежды, там тоже есть ограничение. Нельзя торговать одеждой в киосках. Нельзя на газете что-то мерить, только в тех павильонах, куда можно зайти. Это плюс, скорее, и когда докладывали коллеги из метро на межведомственной комиссии о своих планах, они рассказывали, что есть такая идея, что люди могут перед Новым годом торговать одним, летом — другим.

Есть другая вещь, о которой мы с вами не сказали, которая меня очень настораживает, отрицательная: в метрополитене многие объекты разыгрывались большими лотами, причем метрополитен никак это объяснить не может, зачем это было нужно, как и почему.
Я не знаю, изменилось ли что-то в последний момент, но, например, все аптеки планировали сдать одним лотом, места под вендинг, я имею в виду на тех 30 или чуть больше станциях, которые разыгрывались. Но, на мой взгляд, это ненормально, потому что реально это закрывает малому бизнесу возможность работать в этих сферах.

— Хорошо, получается, что некие гранды в состоянии торговаться за эти самые места, а исключительно индивидуальные предприниматели вряд ли на эти лоты смогут размахнуться, правильно?

— Они выделили некий сегмент — киоски — и говорят: вот вам, пожалуйста, киоски, там все по одному. А, скажем, магазины 100-метровые уже идут блоками. Но человек, если у него есть несколько миллионов, готов в это вложить, но шесть магазинов он не потянет. Вот вам реальные цены примерно. Или, опять же, если ничего в последний момент не изменилось, они планировали — и я имею в виду руководство метрополитена — сдать одним лотом, разыграть 23 аптеки. Я готов работать, за две-три аптеки побороться, а 23 — это уже крупная сеть, это не малый бизнес.

— У меня еще один вопрос: не боится ли бизнес спускаться в метро? Потому что мы все понимаем: объект повышенной опасности, правила игры могут быть изменены в любой момент под самым благовидным предлогом.

— Ну, я об этом не слышал. Видимо, те люди, которые выходят на аукцион, они вынуждены об этом не думать. В общем, я понимаю, о чем вы говорите, но нет, раз люди участвуют, видимо, они не боятся.

— А вообще насколько метро является действительно таким «вкусным» местом, насколько москвичи сами и гости столицы готовы покупать в метро?

— В метро очень хорошая проходимость, и в старые времена места стоили в метро в разы дороже той же площади, чем на поверхности, и это оправдывалось.

Источник: Коммерсантъ


Возврат к списку