Представители профильных ассоциаций Москвы обратились к и.о. мэра Москвы Сергею Собянину с просьбой реализовать программу по возрождению нестационарного бизнеса в Москве


8 Августа 2013

Уважаемый Сергей Семенович!

 

Наше обращение к Вам связано, разумеется, с грядущими выборами, но является продолжением и развитием вопросов, которые нас глубоко и искренне волнуют.

Мы представляем предпринимателей, далеких от радикализма и выбивания для себя преференций. Нельзя, однако, не отметить, что сегодня в Москве наметилась удручающая тенденция  с малым бизнесом: его положение постоянно ухудшается. Малый бизнес - это в первую очередь торговля, общепит и сфера услуг. Многие важные для обеспечения инфраструктуры города направления этих отраслей могут существовать только в форме малого бизнеса, поэтому его сокращение оборачивается снижением уровня комфорта проживания в столице.  Там, где все же возможна работа крупных организаций, сокращение малого бизнеса приводит к росту потребительских цен. Но именно эти три сферы сейчас существенно страдают.

Как известно, и как Вы сами не раз справедливо отмечали, нестационарный бизнес в Москве имеет совершенно особое значение в силу острой нехватки капитальных торговых строений; аналогичный бизнес существует в Европе и Северной Америке, но в Москве он несет более весомую нагрузку.

В связи с этим мы, от лица предпринимательского сообщества, предлагаем включить в предвыборную программу кандидата на пост в мэры Москвы следующие важные пункты.

1. Необходимо реализовать ранее заявленные Правительством Москвы направления программы по развитию малых форматов торговли, в первую очередь нестационарных как единственной возможности быстрого преодоления дефицита торговых площадей.

Также необходимо принять процедуру пролонгации договоров на размещение нестационарных объектов, размещенных в результате аукционов, на следующий период, так как срок договоров первых разыгранных на аукционах объектов истекает уже через год. В условиях, когда город не смог обеспечить проведение беспроблемных аукционов и не предоставил достаточного количества лотов для избежания ажиотажа, вторая волна аукционов на объекты, затраты по которым (с учетом замены объектов на киоски нового типа) до сих пор не компенсированы предпринимателями,  была бы очередной катастрофой для самой ответственной и законопослушной части предпринимателей города.

Как мы понимаем суть того, что происходит в столице в последний год? Правительство Москвы декларировало курс на приведение нестационарной торговли (а также общепита, службы быта и т.д.) в цивилизованный вид. Это подразумевает замену нетиповых объектов, а также объектов, которые были размещены с нарушением действующего законодательства, на некие современные строения, а также формирование схем размещения объектов и пути их распределения через аукционы. Все это можно было бы, наверное, горячо поддержать, если бы мы не наблюдали картину острейшего перекоса в реализации двух частей этой программы.

Снос существовавших объектов, инициированный городской властью, все это время шел ударными темпами; префектуры и управы тоже проявляли здесь не слишком свойственную им в других вопросах инициативу. Вместе с тем, позитивная и, если можно так выразиться, креативная, часть программы ограничилась, по сути, появлением в Москве порядка трех тысяч новых киосков и распределением их в ходе аукционов. Эти три тысячи объектов заменили собой около 9000 объектов, исчезнувших с улиц города, что многократно усугубило существующий дефицит мест торговли. Прибавим к этому сокращение минимум 4000 мест на закрывшихся рынках, и картина будет просто ужасающей – ликвидировано более 13000 (!) объектов и торговых мест, то есть самостоятельных мелких хозяйствующих субъектов.  

Это не только тяжелейший удар по бизнесу, но и серьезный шаг к ухудшению среды обитания горожан: на многих улицах Москвы стало невозможно купить бутылку воды, батон хлеба или килограмм яблок, не говоря уже о мороженом или быстром питании, и социологические опросы подтверждают в целом негативную оценку москвичей сложившейся ситуации. А ведь существует много мест в городе помимо центра и станций метро, где эти объекты не помешали бы никакому транспорту!

Мы искренне не понимаем причины борьбы с малым торговым бизнесом: более 8500 московских киосков и павильонов по Вашей команде в 2011 – 2012 годах дисциплинированно заменили свои объекты на совершенно новые или перестроили свои павильоны. Это видно невооруженным глазом и ничего подобного по масштабу перемен город до этого не знал. Мы дисциплинированно стараемся выполнять условия договоров. По нашим оценкам, лишь 10% мелких торговцев нарушают специализацию, хотя это очень тяжелое условие. Почти 100% киосков и павильонов не допускает реализацию пива. От ларьков и павильонов уже давно освобождены все проблемные места и дальнейшее муссирование этой темы коммунальщиками, транспортниками и пр. – в чистом виде спекуляция и желание замылить какие-то другие проблемы.

Никакой альтернативы бизнесу до сих не представлено. Эти 13000 сокращенных предпринимательских единиц – чистый «минус», то есть сокращение экономики города.

2. Хотелось бы закончить непонятную нам историю со сносом нестационарных объектов при формировании ТПУ (транспортно-пересадочных узлов) и гарантировать сносимым объектам возвращение в зону ТПУ после реконструкции на приоритетных началах.

Во-первых,  при формировании ТПУ вывод нестационарных объектов не всегда обязателен. Во-вторых, мы знаем, что на месте ранее существовавших объектов предполагается установка какой-то иной торговой инфраструктуры. Ранее нам заявлялось, что именно торговля помешает функционированию ТПУ. Это наводит предпринимателей на самые разные мысли.  Проблема усугубляется тем, что из зон ТПУ выводятся в том числе нестационарные объекты, разыгранные городом на аукционах за большие деньги в 2011 году. При этом предприниматели вынуждены обивать пороги префектур и управ, прося найти им мало-мальски пристойное компенсационное место, и далеко не всегда это получается. Наверное, мы могли бы отнестись к этому с пониманием, если бы не существовала общая тенденция к радикальному сокращению бизнеса в условиях отсутствия вакантных стационарных мест.

В связи с этим будет справедливо, во избежание спекуляций, заявить в Вашей предвыборной программе, что, в случае размещения торговли в ТПУ, приоритетное право получения мест под объекты получат те предприниматели, кто находился там ранее.

3. Необходимо принять программу развития инновационных форм развития нестационарного бизнеса, а также выработать законную основу для некоторых отсутствующих на сегодня в Москве, но существующих во всех столицах развитых стран форматов торговли.

Проблема нестационарной торговли города не ограничивается киосками – так случилось, что за истекшее время не реализовано ни одной программы альтернативного развития нестационарного бизнеса. В частности:

-        в Москве не начала действовать мобильная торговля с использованием высокотехнологичных машин;

-        так и не начала реализовываться программа вендинга;

-        практически не существует развозной торговли (к примеру, распространение с велотележек).

На самом деле, сегодня город не может привести ни одного примера реализованного проекта в сфере нестационарной или малой торговли. Это при том, что многоформатная уличная торговля и другой цивилизованный уличный бизнес являются признаком, а часто и визитной карточкой, подавляющего большинства европейских и американских городов.

При этом, кажется, в Правительстве Москвы никто не против того, чтобы развивать цивилизованные формы бизнеса. Только хорошее можем сказать про экономический блок Правительства Москвы в лице заместителя мэра А.В. Шаронова и его коллег. Профильные ведомства при Правительстве Москвы поддержали большинство предпринимательских инициатив и обращений бизнес-ассоциаций. Но, по-видимому, их ресурсов здесь оказывается недостаточно и требуется политическая воля высшего руководства города, которой мы не ощущаем.

4. Необходимо разработать и реализовать программу по ускоренному наращиванию количества стационарных площадей для размещения на них максимально разнообразного количества торговых форматов, а также предприятий общепита и сферы услуг.

Подытоживая вышесказанное, хотим отметить, что многие интересующие предпринимателей пункты были квалифицированно представлены в "Концепции новой редакции Постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-пп в целях дальнейшего развития мелкорозничной торговли". В основу этой Концепции легли в том числе пункты, выработанные широким коллективом предпринимателей, понимающих необходимость совмещения интересов предпринимательского сообщества и интересов жителей города. Принятие этого документа в текущей редакции смогло бы снять напряженность в предпринимательских кругах. Одновременно документ в полной мере учитывает интересы города в части формирования цивилизованного облика торговли и сферы услуг.  Тем не менее, несмотря на компромиссы, на которые постоянно идут предприниматели, по непонятным для нас причинам данная Концепция уже достаточно долгое время не принимается Правительством.

 

 

Уважаемый Сергей Семенович!

 

Мы обращаемся к Вам совершенно искренне и по существу. Нам кажется, что вполне в Вашей власти переломить ситуацию. Не сомневаемся, что Вы понимаете, что от этого выиграют все – и предприниматели, и москвичи, и сам город.

Понимаем, что до выборов осталось немного времени. Убедительно просим Вас реализовать программу по возрождению нестационарного бизнеса в Москве, содержащуюся в текущей редакции Концепции новой редакции Постановления 26-пп. Мы очень надеемся на это и ждем Вашего понимания.

Обращаем Ваше внимание на то, что нестационарная торговля - неотъемлемая часть повседневной жизни горожан, а те предприниматели, которые работают в этой области, их сотрудники и покупатели это в подавляющем своем числе – добропорядочные граждане Москвы.

Как жители города, радеющие о его благополучии, готовые приложить свои силы совместно с избранным мэром к развитию и процветанию нашего города, считаем себя вправе обратиться к Вам с просьбой включить вышеуказанные пункты в Вашу предвыборную программу.

 

С уважением,

 

Исполнительный директор Саморегулируемой организации Ассоциация предприятий быстрого питания, Савелов Владимир Игоревич

 

Директор Региональной общественной организации поддержки предпринимателей, Ребров Сергей Леонидович

 

Председатель ЦОО МГО «Всероссийское общество инвалидов», Федотов Игорь Евгеньевич

 

Председатель Объединенного координационного совета Межрегионального Профсоюза предпринимателей, Максимов Владлен Георгиевич

 

Ассоциация производителей и реализаторов колбасной и молочной продукции «ГАСТРОНОМ», Зайцев Валерий Владимирович

 

Президент региональной Ассоциации МальтиСервиса, Самойлов Алексей Геннадьевич

 

Учредитель ООО «Малино-Овощи», Курбанов Фаиль Шамиль Оглы

 

Заместитель генерального директора ООО Автомаркет Микомс, Завельский Илья Александрович

Вице-президент Некоммерческого партнерства «Дистриклуб», Бережной Олег Александрович

 Материал по теме: 

    Предприниматели составили обращение к врио мэра Москвы Сергею Собянину

 


Возврат к списку