Михаил Шведко: «Запреты на алкогольном рынке в лучшем случае не работают, а в худшем — порождают новые проблемы»


26 Февраля 2016


С 1 февраля в Липецкой области вступили в силу изменения в региональный закон, запрещающие розничную продажу алкоголя в предприятиях торговли и общественного питания, расположенных в нежилых помещениях многоквартирного жилого дома, вход для покупателей в которые организован со стороны двора и (или) бокового фасада.

Оценить возможную эффективность этой правовой нормы портал Profibeer попросил Михаила Шведко, координатора Коалиции киоскеров по Липецкой области.

— Очевидно, вступление данной нормы в законную силу вынудит некоторых участников покинуть рынок, что приведет к некоему перераспределению сил в розничной торговле. Но все это не имеет никакого отношения к причинам алкоголизации населения, потому что они лежат совершенно в другой плоскости. Пьянство — социальная проблема, и решаться она должна именно в этом аспекте. Семейные ценности, здоровый образ жизни, неприятие алкоголя в принципе — пока государство не озаботится популяризацией всего этого, борьба с алкоголизмом не сдвинется с мертвой точки. Впрочем, и в этом случае исход такой борьбы совсем не очевиден — достаточно вспомнить, что даже беспрецедентная пропаганда времен Советского Союза потерпела в этом деле фиаско. Вся история борьбы с «зеленым змием» убедительно доказывает — запреты в этом деле не работают. Но, несмотря на это, законодатели по-прежнему продолжают думать, что вот еще один (второй, пятый, десятый) репрессивный закон для предпринимателей примем — и тогда уж точно все, победим алкоголизм! А этого в очередной раз не происходит. В лучшем случае принимаемые законы просто не работают, а в худшем — порождают новые проблемы, достаточно изучить статистику того, с какой скоростью поглощают рынок появившиеся, казалось бы, недавно алкоэнергетики и спиртосодержащие настойки. Я не говорю уже о том, что практика обсуждения этих законов и выслушивания доводов всех сторон у нас тоже не прижилась.

— Воспитание культуры потребления алкоголя — это вопрос вдумчивой, комплексной государственной политики, рассчитанной на десятилетия. Не нужно обманывать себя, что за 3-4 года активной антиалкогольной риторики можно что-то радикально изменить, и обольщаться достигнутыми в такой короткой перспективе успехами — значит выдавать желаемое за действительное.

— Конечно, никто не снимает ответственности за происходящее и с участников алкогольного рынка. Как, кому, где и даже во сколько продавать спиртное сегодня четко регламентировано. Но виноват ли продавец, что человек, купивший у него алкоголь, распил его тут же за углом, ввязался в драку, нагадил в подъезде? Каким законом регламентировать действия таких граждан? Ведь это вопрос не законодательных, а культурных ограничений, которые прививаются — или не прививаются — семьей и обществом. А разруху в головах не победить ни репрессивной государственной машиной, ни популистскими запретами. 

Источник: Портал пивного рынка


Возврат к списку