Ромашки вместо сигарет


6 Июня 2013
Ромашки вместо сигарет

В России вступил в силу очередной «антитабачный» пакет законов. В течение двух месяцев он приведет к падению прибыли небольших торговых точек, а через год и вовсе поставит их на грань рентабельности. Среди возможных заменителей сигарет в киосках называют пирожки, хот-доги и цветы. 

Закон называется «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Прописанные в нем нормы вводятся в два этапа. С 1 июня 2013 года запрещено курить в образовательных и медицинских учреждениях, зданиях органов власти, в лифтах и подъездах, самолетах, городском и пригородном транспорте. Нельзя курить на работе. Хочешь затянуться возле вокзала, станции метро или стадиона — отойди от входа на 15 метров. Это первый шаг. Второй случится ровно через год — 1 июня 2014 года: запрет на курение в поездах и пассажирских судах дальнего плавания, в гостиницах, ресторанах, на рынках. Сигаретные пачки исчезнут из выкладки товаров в магазинах. Продавцы будут доставать табачные изделия из-под прилавка по требованию покупателя. Всю необходимую потребителю информацию о товаре разместят в черно-белом прейскуранте. Но главное для бизнеса — через год запретят продавать сигареты в нестационарных торговых помещениях площадью менее 50 кв. метров, то есть — в ларьках и киосках. Из торгового ассортимента предприятий малого бизнеса исчезнет товар, в котором, по данным Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (GATS), ежедневно нуждаются почти 44 млн человек (39,1% взрослого населения).

Сокращающийся вид

Запрет на продажу сигарет в киосках — это уже второй удар по бизнесу малых предприятий торговли. Год назад вступили в силу поправки к ФЗ № 171, запретившие продажу пива в ларьках на остановках транспорта, а с 1 января 2013 года — на торговлю пивом в любых киосках. По оценкам киоскеров, на пиво приходилось до 50% продаж. После запрета количество покупателей сократилось, а значит пошли вниз продажи прочих товаров. Прямым следствием запрета на торговлю пивом в киосках стала продажа в июле прошлого года новосибирской сети «Авеню» (106 киосков), принадлежавшая группе компаний «Септима». Под сокращение попали почти 400 человек. «Запрет на пиво стоил нам сорока киосков, или трети бизнеса», — с грустью констатирует менеджер торгового отдела розничной сети «Городской дилижанс» (владеет 90 киосками) Константин Максимов.

«Закон в значительной степени ущемляет права малого бизнеса и приведет в течение года к закрытию 175 тысяч малых торговых объектов. Учитывая, что в работе каждого нестационарного объекта занято три–четыре сотрудника — более 500 тысяч человек в стране окажутся безработными», — убеждена координатор коалиции киоскеров Новосибирска Наталья Кошелева. Только в Новосибирске подобных торговых точек — около четырех тысяч. В основном в киосках, по данным союза киоскеров, работают малообеспеченные жители города и области — матери-одиночки, многодетные женщины, люди предпенсионного и пенсионного возраста.

Описывать грядущие ужасы этого бизнеса киоскеров подталкивает следующий факт: сигареты сегодня — самый ходовой товар в киосках. «На сигареты приходится не менее 50% в выручке, порой эта цифра превышает и 60%, — говорит Константин Максимов. — Поэтому запрет на продажу сигарет самым пагубным образом скажется на киосковом бизнесе. Нам ничего не останется, как сократить сеть до 30 киосков, оставить больше — для нас будет нерентабельно». В неизбежных изменениях для киоскового формата торговли после 1 июня 2014 года уверена и начальник коммерческого отдела сибирского агентства «Экспресс» (около 300 газетных киосков) Татьяна Вайс: «Как формат киоск, конечно, не исчезнет, но количество торговых точек сократится. Занимая заметную долю в выручке, сигареты нередко являются локомотивом продаж. Вместе с табаком люди часто покупают в наших киосках сопутствующие товары: газету, шоколадку или жвачку».

В то же время региональные чиновники не склонны драматизировать ситуацию на киосковом рынке. «Все зависит от собственника. Если он считает, что пиво и табак — это его единственно возможные источники дохода, значит, придется бизнес закрывать. Если же он все-таки решает заниматься торговлей и дальше, то должен перенаправить свой бизнес в другое русло, пересмотреть ассортимент. Видимо, таких большинство. Мы раз в год подводим итоги по нестационарным объектам торговли, цифр резкого сокращения количества объектов нестационарной торговли у нас нет», — отмечает заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Лариса Яркова.

Пищевка и цветы

За оставшийся до вступления в полную силу антитабачного закона год киоскерам необходимо определиться с маржинальными товарами, которые придут на смену табаку. И, похоже, перечень этот невелик. «Важно выбрать тот продукт, который имеет гарантированный спрос и торговая оценка на который позволит окупать наши затраты. Для себя мы рассматриваем общепит — бутерброды, хот-доги, курицу-гриль. Наценка на эти товары нормальная, можно зарабатывать, — рассказывает Константин Максимов. — Еще один возможный успешный вариант киосковой торговли — это цветы. Мы сейчас сдаем в аренду несколько киосков под продажу цветов. Видим, что на этом рынке выручка предпринимателей позволяет держаться на плаву. Здесь довольно-таки высокая торговая наценка. Остальные проекты, которые мы пробовали, — мороженое, печенье, хлеб — оказались неудачными, причем не только для нас, владельцев киосков, но и производителей товаров. Недавно мы на два месяца сдали в аренду десять наших киосков хлебообъединению «Восход». Это один из лидеров пищевого рынка Сибири. И у них не пошло, отказались. Получается, даже производителям сегодня невыгодно развивать остановочную розницу».

О том, что товары общепита — это надежный для вложения денег сегмент наглядно свидетельствуют растущие сети киосков «Русские блины», «Дядя Дёнер» или «Подорожник».

«Городской дилижанс» намерен торговать сигаретами вплоть до вступления в силу запретительного закона, постепенно наращивая в ассортиментной линейке товары на замену табаку. «У нас есть формат киосков, где одну витрину занимают сигареты, а вторую — общепит. Закон нам не запрещает это делать. 1 июня 2014 года мы просто уберем сигареты и расширим общепит. Пока же ищем лучший формат, обучаем продавцов. Пробуем разные товары, смотрим, что лучше всего идет. Но уже очевидно, что выживут только торговые точки на самых оживленных улицах», — комментирует Максимов. Пересматривать ассортиментную линейку будут и в СА «Экспресс», но в чем именно она будет заключаться, компания предпочитает не разглашать.

Коалиция киоскеров сомневается, что предпринимателям удастся найти столь же маржинальный товар, как сигареты. В частности, Наталья Кошелева поставила под сомнение рентабельность продажи замороженной рыбы или хлебобулочных изделий вместо пива и сигарет, хотя такие примеры на рынке есть. «Я не видела, чтобы вместо пива в киосках появилась замороженная рыба. Это скорее единичный случай. Может быть, один на 10 тысяч. Хочется узнать, работает ли он дольше двух месяцев?! Про сдобу: эти киоски открываются и закрываются через один–два месяца в связи с нерентабельностью. Главная проблема здесь в том, что налоги, аренда земли для малого бизнеса не только не уменьшились, но и значительно возросли».

«На месте некоторых торговых киосков и магазинчиков открываются объекты, оказывающие околобанковские услуги, но нужно понимать, что вряд ли туда пошли работать многодетные женщины, люди предпенсионного возраста или жители области», — резонно замечает Кошелева. По ее словам, выходом из сложившейся ситуации может стать перепрофилирование киосков в павильоны: «Для того чтобы остаться на плаву, нам нужно зарабатывать. Убрав из ассортимента быстрооборачиваемые группы товаров, нам необходимо значительно расширять ассортимент, а без увеличения площади торгового объекта это в большинстве случаев невозможно. Пока местные власти нам не могут конкретно ответить: можно нам перепрофилировать торговые объекты или нет. А значит, судьбы тысяч семей Новосибирска подвешены в воздухе».

Неочевидный эффект

Если кто-то проигрывает, значит, кто-то выигрывает. Очевидно, что запрет на продажу пива и сигарет должен напрямую сказаться на росте выручки магазинов. Правда, крупные торговые сети неохотно говорят о том, как им хорошо живется. Наверное, стесняются. Тем не менее, по словам руководителя по внешним коммуникациям ГК О'КЕЙ Артема Глущенко, в выручке магазинов сети на сигареты приходится около двух процентов. «Мы ожидаем сдержанно-положительный эффект от запрета продажи сигарет в киосках. Надо учитывать тот факт, что часть покупателей пойдет в ближайший магазин у дома, а не только в крупные сети», — объясняет Глущенко. Так же скромно он оценивает для своей компании и эффект от запрета продажи пива в малых торговых точках: «Продажи выросли, но это не масштабный прирост».

В том, что крупные магазины выиграют от антитабачного закона, киоскеры нисколько не сомневаются, также как и в том, что ограничения продажи табачных изделий не приведут к заметному снижению числа курильщиков. «Есть опыт, который свидетельствует о том, что как только вводятся ограничения на продажу табака, люди начинают покупать сигареты блоками, создавая стратегический запас. И если дома сигарет в избытке, люди начинают больше курить. Потребление растет, оптовые закупки в магазинах становятся все чаще. Убрав сигареты из киосков, продажи табачных магнатов не сократить», — не сомневается Константин Максимов.

Конечно антитабачный закон — это далеко не только ограничение на продажу сигарет и количество мест, где можно дымить. Принимаемые Государственной думой поправки в Кодекс об административных правонарушениях предполагают штраф за курение в неположенном месте от одной до 1,5 тыс. рублей, за нарушение правил продажи — три–пять тысяч рублей для должностных лиц и 20–50 тыс. рублей — для юридических. Кроме этого, стоимость сигарет постепенно увеличится кратно. Акцизы на табак существенно вырастут уже 1 января 2014 года. Но большой вопрос, будет ли запретительный закон соблюдаться. Есть мнение, которое разделяет немало людей, что полиция физически не сможет отследить недобросовестных любителей табака. Огромное число курильщиков несопоставимо с количеством стражей правопорядка, а бдительные граждане, которые при виде курящих в неположенном месте будут вызывать полицию, не смогут улучшить ситуацию.

В коалиции киоскеров уверены в том, что в борьбе с сигаретами России не нужно изобретать велосипед, а следовало бы принять во внимание мировой опыт, который, кстати, учитывает менталитет и рыночные реалии: «Например, во Франции владельцы небольших табачных лавок обладают монопольным правом на продажу сигарет. Их Федерация объединяет 30 тысяч человек по всей стране. В Испании продажа табачных изделий ограничена специализированными киосками. Другие торговые точки могут приобрести лицензию на торговлю сигаретами, но исключительно через вендинговые машины. В Италии табачные изделия продаются в небольших специализированных киосках, которые в том числе обязаны продавать проездные билеты, государственные марки, прессу и другие товары. В России данный опыт учтен не был».          

Фото: Виталий Волобуев

Материал: Михаил Кичанов

Источник: ЭКСПЕРТ


Возврат к списку