Резолюция, принятая на Всероссийском съезде киоскеров и владельцев малых торговых форматов от 3 октября 2012 г.


3 Октября 2012

На  съезде  Коалиции  киоскеров  и владельцев малых торговых форматов, который  состоялся 3 октября 2012 г. в Москве в гостинице "Измайлово", была принята Резолюция. С документом можно ознакомиться ниже. 


РЕЗОЛЮЦИЯ 

По итогам Съезда Коалиции Киоскеров и владельцев малых торговых форматов 

3 октября 2012 г., Москва 

Участники Съезда Коалиции киоскеров считают необходимым привлечь внимание общественности, Государственной Думы, Правительства, Президента РФ к вопросам, которые волнуют малых предпринимателей сферы торговли по всей стране. 

            Малый и микробизнес в России во многом действует в сфере торговли и услуг, так как именно эти отрасли позволяют гражданам сделать первые шаги на пути предпринимательства. В торговле значительная доля малого бизнеса работает в формате мелкорозничной (нестационарной) торговли. В условиях острого дефицита торговых площадей и высоких арендных ставок нестационарная торговля является важной частью торговой инфраструктуры, отдельным, самостоятельным, форматом, необходимым для развития частной предпринимательской инициативы. При этом малые торговые форматы являются единственным каналом сбыта для многих мелких производителей, не имеющих возможности работать с сетями из-за своего масштаба. 

Тем не менее, на федеральном уровне права мелкорозничной торговли не урегулированы в той степени, в которой это требуется для обеспечения твердых прав предпринимателей. В 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» регулирование нестационарных видов торгового бизнеса освещено очень рамочно и отнесено, по сути, к компетенции региональных и местных властей. Это порождает злоупотребления и дикое ограничительное и коррупционное местное нормотворчество в отношении малого торгового бизнеса по всей стране. На сегодняшний день в России не существует сколько-нибудь действенных механизмов защиты малого торгового бизнеса, нет механизма «принуждения» региональных и местных властей к развитию такого важного формата. Это происходит на фоне общей риторики о якобы «нецивилизованном» характере нестационарных форм торговли. В результате этих тенденций под нестационарные объекты места почти не выделяются, в некоторых регионах из-за политики уничтожения мелкой розницы ситуация близка к критической. 

Другой серьезной проблемой нестационарных форматов, а также малых стационарных магазинов является принудительное изъятие из их ассортимента целых групп товаров, с сохранением таких групп в торговле для более крупных торговых организаций. Сегодня представители малого бизнеса, владельцы нестационарных объектов площадью менее 50 кв.м., поставлены в тяжелое положение, неравное по отношению к более крупным форматам торговли.  

Те дискриминационные положения, которые содержатся в действующем законодательстве, как например ФЗ №171-ФЗ от 22.11.1995 г «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», в законопроекте «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» и иных, являются губительными для большинства представителей малого торгового бизнеса. Эти инициативы власти идут в разрез с политикой РФ, направленной на поддержку малого бизнеса и ставят под угрозу существование более половины российских нестационарных торговых объектов и стационарных объектов площадью менее 50 кв.м. 

 

Мы, участники Съезда Коалиции киоскеров, констатируем: 

a.     полное отсутствие реального интереса государства к проблемам малого и микробизнеса в торговле, присутствие «советской» риторики по отношению к малым торговым форматам; 

b.     использование ограничительной активности вокруг нестационарных торговых точек с целью создать «шумовую завесу» для прикрытия нежелания или невозможности решать реальные экономические и социальные проблемы; 

c.      отсутствие у малых предпринимателей в торговле твердых прав; 

d.     отсутствие системных государственных решений по преодолению катастрофического дефицита торговых площадей и снижению арендных ставок 

e.      необоснованную дискриминацию мелкой розницы и малых магазинов по отношению к крупным торговым предприятиям, ухудшение конкурентной ситуации в торговле; 

f.       принудительное исключение из ассортимента предприятий именно мелкорозничной торговли и малых магазинов различных групп товаров, при сохранении таких групп в ассортименте более крупных конкурентов; 

g.     отсутствие переходного периода для представителей  именно мелкорозничной торговли при введении всякого рода ограничений; 

h.     отсутствие перспектив для малых и начинающих предпринимателей; 

i.       высокую вероятность роста цен для потребителей на товары первой необходимости в связи с исчезновением нестационарных объектов и снижением конкуренции. 

 

При этом очевидно, что при определении государственной политики в отношении малых торговых форматов не учитываются: 

a.      опыт развитых зарубежных стран по урегулированию идентичных вопросов в отношении малого бизнеса; 

b.     экспертные оценки по принимаемым ассортиментным законопроектам, следовательно, поставленные цели (например, сокращение потребления алкоголя или табака) не достигаются; 

c.      законодатель не учитывает последствия ограничительного нормотворчества: безработицу - сокращение рабочих мест в торговле до 1 млн. человек (в том числе в самом незащищенном сегменте - женщины старшего возраста, выпускники средних школ), сокращение налоговых поступлений в бюджет, социальную   напряженность в депрессивных регионах и т.п.; 

d.     отсутствие стабилизирующих мер для малого бизнеса со стороны государства в связи с принудительным изъятием ассортиментных групп товаров и сокращением доходов предпринимателей.  

 

Для преодоления кризисной ситуации необходимо принять следующие меры: 

1.     закрепить права предпринимателей, работающих в нестационарных объектах, в федеральном законодательстве, с внесением соответствующих поправок в 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», с подробным описанием механизмов получения предпринимателями достаточного количества мест под размещение нестационарных торговых объектов; 

2.     отменить дискриминационное законодательного регулирование, предусматривающее ограничения «только для малого бизнеса» (они должны вводиться только для всех предприятий торговли в равной степени);  

3.     пересмотреть некоторые санитарные нормы и правила с учетом современного развития техники и технологии (в частности, отказаться от ассортиментных ограничений на основании отсутствия стационарной канализации, электричества и водопровода); 

4.     вынести мораторий сроком на пять лет в отношении ФЗ №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в отношении нестационарных объектов предусмотренных ФЗ №218-ФЗ. 

5.     внести изменения в Проект закона "Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" в отношении нестационарных объектов и малых магазинов, а именно отменить дискриминационный ассортиментный запрет для малых магазинов и нестационарных торговых объектов, либо ввести на этот запрет длительный мораторий (не менее 5 лет); 

6.     выработать механизм внекоррупционного решения иных вопросов развития малого торгового бизнеса, требующих принятия решений в его пользу (например, разрешение на установку холодильников для напитков при нестационарных торговых объектах и т.п.). 

7.     разрешить на уровне региональном и федеральном коллизии, когда торговые объекты имеют права нестационарных объектов, а платят налоги как предприятия стационарные.  


Возврат к списку