Преддоговорные споры с органами местного самоуправления


13 Февраля 2019

Созданная нашим государством система взаимоотношений между государством и владельцами нестационарных торговых объектов имеет множество недостатков, которые делают невозможным развитие малого бизнеса в форме нестационарной торговли без угрозы быть снесенным по велению администрации в любом городе. С целью обеспечения своей безопасности большинство владельцев НТО  предпочитают выстраивать неформальные связи с администрациями своих городов, хотя, как показывает практика, заносы конвертов и пакетов в управления потребительских рынков своих городов не гарантирует безопасность малоформатной торговли. Основное средство обеспечение безопасности своего бизнеса в нашей стране —  знание своих прав, отсутствие страха ими воспользоваться, и поддержка других владельцев НТО для решения общих задач.

Основными документами, регулирующими взаимоотношения предпринимателей с органами местного самоуправления, является схема расположения и договор на предоставление права на размещение НТО.

Как правило, предприниматель подписывая договор на размещение не думает, о том, что у него есть права, которые дают ему возможность изменить содержание договора в своею пользу. Однако такие права и нормы, гарантирующие данные права существуют, и реализовать их необходимо до подписания договора с администрацией города.  

А именно в соответствии с п.1   ст.446 ГК РФ «В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда». Данная норма позволяет нам при возникновении сомнений, что условия договора с администрацией города безопасны для нас, изменить содержимое договора в свою пользу.  В соответствии  п. 2 ст.41   Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом», а: « Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским "кодексом" Российской Федерации применительно к казенным учреждениям».

Таким образом местные органы самоуправления наравне с владельцами нестационарных торговых объектов выступают участниками гражданских правоотношений и также подчиняются законам Российской Федерации. Поэтому, как только вы решили узаконить ваши правоотношения с администрацией вашего города, вы столкнётесь с ситуацией, когда вам в администрации говорят: «Подписывай скорей и ни о чем не думай». В этой ситуации вам надо остановится подумать и перечитать содержимое предлагаемого договора, а еще лучше взять паузу и посоветоваться со специалистом. Законодательство Российской Федерации подробно описывает такие ситуации и предлагает алгоритм действий при возникновении сомнении и разногласий при подписании договора.

В соответствии со ст.445 ГК РФ: «В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

 В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий».

Таким образом при возникновении разногласий при подписании договора у вас возникает право на передачу вашего спора на рассмотрение суда.

В настоящее время одной из самых насущных проблем для владельцев НТО, вызывающей большое количество вопросов, является право на одностороннее расторжение, которое администрации любых городов стараются прописать в договоре с владельцами нестационарных торговых объектов на всей территории Российской Федерации. 

Алгоритм решения данной проблемы, как вы уже поняли, разработан действующим законодательством и заключается в достаточно простых действиях. При получении проекта договора на предоставление права на размещение НТО, следует проверить его на наличие положений, вызывающих у вас сомнение в безопасности вашего бизнеса после его подписания. При их обнаружении открыть преддоговорной спор и решить возникшие разногласия в суде. Примером таких действий служит судебная практика, сложившаяся в нашем регионе, а именно решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.03.2018 по делу № А36-14082/2017.

При возникновении вопросов  или в случае возникновения желания поделится опытом по данной теме можете обращаться на электронную почту azat03009@gmail.com. 

Юрист Липецкого регионального отделения Ассоциации малоформатной торговли А.Е.Пузаков.                                                                     


Возврат к списку