Москва заработает на подземных киоскерах 2 млрд рублей в год


26 Февраля 2013

SUV_4872.jpg

С 1 мая столичные власти повысят арендную ставку для торговых площадей в подземных переходах в 11,6 раза, что позволит увеличить поступления в московский бюджет с 160 млн до 2 млрд рублей. Как рассказал «Известиям» руководитель департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк, плата будет варьироваться в зависимости от специализации палатки и от месторасположения перехода. По его словам, город разрабатывает новую схему размещения подземных киосков, в рамках которой условия торговли станут «более цивилизованными».

По словам главы департамента ЖКХ Андрея Цыбина, раньше торговые площади, находящиеся на балансе ГУП «Гормост» (все переходы, не относящиеся к ведению метрополитена), сдавались по цене 19–21 тыс. рублей за 1 кв. м.

— В большинстве случаев происходила пересдача в субаренду, договор при этом не заключался, а ставка вырастала до 350 тыс. рублей за 1 кв. м, — сказал он. — Не соблюдались санитарные нормы, затраты «Гормоста» на уборку и содержание переходов не окупались. И это не считая фактического воровства электричества, потому что палатки работают без счетчиков.

Цыбин отметил, что город получал от арендаторов 160 млн рублей, при этом тратил только на содержание подуличного пространства более 300 млн рублей. Повышение арендных ставок, по словам главы департамента ЖКХ, позволит увеличить доходы города от подземной торговли примерно до 2 млрд рублей.

К маю арендаторы должны будут перезаключить договоры. С отказавшимися от этого предпринимателями контракты будут расторгнуты, а освободившиеся торговые площади город выставит на конкурс. Руководитель ГУП «Гормост» Юрий Иванков уточнил, что «подземным» предпринимателям в отличие от тех, кто работает на «поверхности», оставят право сдавать площади в субаренду — при условии заключения соответствующего договора. Подписывать контакт предполагается сроком на год.

Глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк рассказал, что если в сфере наземной нестационарной торговли доля нарушений составляет 10%, то для подземных ларьков этот показатель увеличивается уже до 80–90%.

— Проверки показали, что большинство киоскеров не имеют договоров субаренды, реализуют запрещенную продукцию и услуги, а разрешенные продают с нарушениями правил торговли, — сказал он.

Новая арендная ставка будет высчитываться по формуле, в том числе учитывающей специализацию торгового объекта и расположение перехода.

— Есть объекты с небольшой маржей: киоски с прессой, проездными и театральными билетами; для них коэффициент будет меньше. А точки с овощами, фруктами, цветами будут сдаваться за более высокую плату, — привел пример Немерюк.

Он отметил, что департамент сейчас разрабатывает новую схему размещения торговых объектов в переходах, согласно которой предполагается некоторое сокращение числа точек при сохранении общего объема площадей.

— Некоторые переходы перенасыщены ларьками, при этом условия для продавцов ужасные, они вынуждены ютиться на 4 кв. м со всем запасом товара, — отметил чиновник. — Мы хотим пересмотреть концепцию подземной торговли, сделать ее более комфортной, цивилизованной. В переходах, возможно, стоит делать более крупные магазинчики: 20–30 кв. м и 500–600 наименований товара. Кроме того, стоит активнее внедрять вендинговые автоматы.

Предприниматели восприняли грядущее повышение ставок крайне негативно. По словам координатора совета ассоциации «Арендаторы подземных пешеходных переходов столицы» Сергея Маркова, этот шаг уничтожит весь малый и средний бизнес.

— Расценки, как за офис класса А в центре Москвы, — пожаловался он. — Ни один арендатор этого не потянет, а ведь надо еще за свой счет строить торговую точку, обеспечивать видеонаблюдение, охрану, страховку, вывоз мусора и т.п.

Марков сказал, что еще ни один арендатор не подписал новый контракт с «Гормостом», хотя условия аналогичного договора о поднятии аренды с метрополитеном бизнесмены приняли.

— Метрополитен гуманно подошел к вопросу, с 1 января подняв цены в 2–4 раза. Тяжеловато, но справиться можно. Хотя ставки действуют всего полгода, так что метро может их поднять летом до уровня, обозначенного «Гормостом», — опасается Марков.

Если власти столицы посчитали, что цены на аренду площадей в подуличном пространстве необоснованно занижены, то необходимо создать методику, по которой высчитывалась новая ставка, прозрачной и доступной всем, подчеркнул председатель совета московского отделения «Опора России» Александр Жарков.

— Саму плату надо поднимать не одномоментно в 11 раз, а провести повышение поэтапно в течение 2–3 лет, — добавил он.

По мнению Жаркова, повышение арендной платы приведет к переформированию рынка в пользу крупных сетевых компаний. Он также отметил, что возможность субаренды для подземных предпринимателей надо ликвидировать, уравняв их в правах с владельцами наземных киосков.

Материал: Анна Семенова

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Источник: ИЗВЕСТИЯ


Возврат к списку