III Всероссийский съезд Коалиции: киоскеры обсудили проблемы индустрии


18 Апреля 2013
III Всероссийский съезд Коалиции: киоскеры обсудили проблемы индустрии

17 апреля 2013 г. в Москве прошел III Всероссийский съезд Коалиции Киоскеров. Более 100 владельцев малых торговых форматов из 35 российских регионов обсудили свои проблемы и наметили основной план действий на будущее. Среди гостей съезда были представители исполнительной и законодательной власти, руководители общественных предпринимательских организаций, эксперты. Среди ключевых проблем – принудительная ликвидация торговых объектов и объектов службы быта и фаст-фуда, повышение арендных ставок и ставок на землю, увеличение налоговых, а еще более –  пенсионных отчислений, проблема  перепрофилирования киосков в павильоны схемы размещения нестационарных торговых объектов в регионах, взаимодействие с регулирующими органами на местах.

По мнению предпринимателей, роль малого бизнеса в России явно недооценена. В развитых странах именно он играет значительную роль в развитии общества,  являясь важным социальным лифтом. Председатель Попечительского совета  ОПОРЫ России Сергей Борисов привел статистические данные по мелкорозничному сектору малого бизнеса:  «У нас из всех субъектов малого бизнеса 40% –  торговые компании, среди индивидуальных предпринимателей – 80%. Это огромная армия!.. К сожалению, в России нет понимания социальной роли малого бизнеса, и законы, которые принимались в последнее время, тому свидетельство».

Постоянное ужесточение законодательного регулирования, выражающееся в наращивании барьеров для предпринимательской деятельности, негативно сказывается на секторе мелкорозничной торговли. За прошедший год вступил в силу запрет продажи пива в мелкой рознице, был принят антитабачный закон, предусматривающий дискриминационные правила по торговле табачными изделиями; в два раза увеличилась сумма социальных страховых платежей для индивидуальных предпринимателей.

Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Олег Казаковцев прокомментировал проблему увеличения налоговых и пенсионных отчислений: «Возможности предпринимателей в Москве и регионах существенно отличаются, а уровень страховых взносов  у всех одинаковый, поэтому мы предложили внести соответствующие поправки в Налоговый кодекс». Он также отметил, что «проблема регионов в том, что иногда власть не слышит голос предпринимателей, поэтому важно, чтобы сами бизнесмены отстаивали свои интересы через ассоциации и саморегулируемые организации».

При этом определенного диалога с властью бизнесу все же удается достигать. Выступая перед делегатами, заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов отметил, что «власти заинтересованы в развитии всех форматов торговли, будь то большой, средний или малый бизнес». Он также опроверг распространённое мнение о том, что город переполнен торговыми объектами: «В Москве сейчас наблюдается дефицит торговых площадей, что негативно сказывается на конкуренции и качестве торговых услуг».

Владлен Максимов, Президент Коалиции Киоскеров привел краткий обзор законов и подзаконных актов за последние пять лет, ухудшившие положение малой торговли. Подчеркнул, что государственная риторика, в противовес общим рассуждениям о важности поддержки малого бизнеса, по отношению к торговле - сугубо негативная. Президент Коалиции затронул тему неслыханного роста социальных платежей для индивидуальных предпринимателей – с 2007 года они выросли в 20 раз: с 1 850 рублей до почти 36 000. При этом невиданными темпами растут расходные статьи бюджета, включая огромные суммы на поддержку госкорпораций.

Владлен Максимов рассказал о важнейшей победе Коалиции Киоскеров в текущем году – недопущении принятия закона об ограничении потребления табака в части торговли в самом радикальном, откровенно дискриминационном по отношению к малому бизнесу виде. Очень важно, что малый торговый бизнес активно поддерживали в этой борьбе другие предпринимательские организации, прежде всего – ОПОРА России. В итоге из финальной версии антитабачного закона было исключено ограничение по площади торговой точки, установлен переходный период. Для киоска с универсальным продовольственным набором в регионах принципиально иметь в ассортименте все наиболее спрашиваемые товарные группы, в число которых входят сегодня пиво и сигареты. При их отсутствии многие покупатели просто откажутся от посещения таких торговых точек, что отразится на оборотах по всей остальной продукции.

В течение ближайшего года  владельцам киосков предстоит  борьба за перепрофилирование в павильоны. Законодатель предусмотрел такую возможность для тех, кто хочет сохранить право реализовывать табачную продукцию. И уже сегодня ясно, что борьба эта не будет простой: региональные и местные чиновники, нередко связанные с более крупными форматами торговли, уже начали сопротивляться такому перепрофилированию.

Существует еще общая с более крупным бизнесом и сетевым ритейлом проблема 100-метровой зоны от образовательных и лечебных учреждений, в которой запрещено торговать сигаретами, пивом и алкоголем. Понятной и универсальной методики определения этой зоны не существует, а установление ее границ отдано федеральным законодательством  региональным и местным властям. Предпринимателям крайне важно наладить диалог с ними для снижения административных барьеров.

Киоскеры подготовили видео-обращение в адрес Президента России Владимира Путина. Авторы обращения подчеркивают, что мелкая розница и крупный ритейл по-прежнему остаются в неравных условиях, а учитывая новые законодательные ограничения последнего времени, под удар попадают более 700 000 работников и владельцев 250 000 киосков и павильонов по всей стране. Киоскеры просят главу государства не оставлять без внимания проблемы, с которыми сталкивается сегодня малая торговля, и помочь российским предпринимателям нормально развивать их бизнес.

По итогам Съезда была принята резолюция.

Фотографии с мероприятия


Источник:  Коалиция киоскеров

Возврат к списку