FAQ

  • Что делать если проверяющие предлагают договориться на месте и называют стоимость договоренностей? Правомерно ли это?
  • Почему я должен иметь отдельный прайс на табак в торговой точке, а для остального товара достаточно только ценников?
  • Должны ли меня предупредить о проверке?
  • На что проверяющие не имеют права?
  • Какие бывают проверки?
  • Что должно быть указано на ценниках?
  • Что делать, если незаконно сносят киоск?
  • Нам отказали в перепрофилировании киоска в павильон, что делать?
  • Обязаны ли мы иметь контрольно-кассовую технику?
  • На каком расстоянии от школ, больниц нельзя продавать сигареты и как считать это расстояние?
  • Какие документы должны быть в торговой точке?

  • Что делать если проверяющие предлагают договориться на месте и называют стоимость договоренностей? Правомерно ли это?

    Если у Вас возник вопрос в правомерности действий проверяющих, касающихся коррупционных аспектов (вымогали деньги, предлагали решить вопрос без протокола и т.п.) можно обратиться на специальную горячую линию того органа должностным лицом которого представился Ваш проверяющий и дополнительно на горячую линию прокуратуры. Можно также оставить обращение на их официальном сайте.

     



    Почему я должен иметь отдельный прайс на табак в торговой точке, а для остального товара достаточно только ценников?

    Согласно Федеральному закону от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции.

     

    Статьей  14.15. Кодекса об административных нарушениях РФ «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров» предусмотрено, что нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

    Согласно ст. 23.49. КоАП РФ такие дела рассматривает Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.



    Должны ли меня предупредить о проверке?

    О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

    В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.



    На что проверяющие не имеют права?

    При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:

    1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

    2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона;

    3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

    4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

    5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

    6) превышать установленные сроки проведения проверки;

    7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.



    Какие бывают проверки?

    Порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти определен Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Проверки подразделяются на плановые и внеплановые, документарные и выездные. Плановые проверки, как правило, должны проводиться не чаще, чем раз в три года. Ежегодный сводный план проверок составляется Генеральной прокуратурой и размещается на официальном сайте. Внеплановые проверки возможны только в определенных случаях определенных ФЗ (угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан и др.). Также внеплановые проверки возможны по жалобам потребителей о нарушении их прав. Срок проведения документарной и выездной проверок не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.


    Что должно быть указано на ценниках?

    Согласно п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров (Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55), Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. Оформление ценников осуществляется представителем торговой точки самостоятельно, а не торговыми представителями различных компаний.

    При продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца, с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг.



    Что делать, если незаконно сносят киоск?

    Чтобы ответить на вопрос нужно понимать ситуацию шире, владеть большей информацией. Может быть, есть Решение суда об освобождении земельного участка, либо Решение Администрации/Мэрии/Управы/ и других о сносе объекта или неизвестно на каком основании вывозят ваше имущество?

    Конечно, любое Решение можно обжаловать в суде, обратиться в прокуратуру, написать письма в различные инстанции, можно вызвать полицию на тему «открытого хищения Вашего имущества на глазах у изумленной публики». Обратившись в полицию, Вы официально зафиксируете факт действий в отношении Вашего имущества, а самое главное будут установлены непосредственные его участники.

    Однако бывают случаи, когда все это Вы будете делать уже после того, как Ваше имущество разобрали на части, а может и целиком вывезли в неизвестном направлении.

    В данном случае можно опустить руки, а можно побороться. В последнем случае Вам не обойтись без хорошего юриста. Вы можете обратиться к нам при возникновении подобной ситуации.



    Нам отказали в перепрофилировании киоска в павильон, что делать?

    Начнем с того подавали ли вы заявление о перепрофилировании письменно через канцелярию учреждения занимающегося оформлением договоров аренды земельных участков и есть ли у Вас письменный ответ? На каком основании Вам отказано, какие были аргументы? К сожалению, из Вашего вопроса этого не видно.

    Если у Вас есть письменный ответ, то мы готовы с ним поработать и помочь в решении данного вопроса.



    Обязаны ли мы иметь контрольно-кассовую технику?

    Для ответа на данный вопрос необходимо понимать, каким видом деятельности Вы занимаетесь и на каком режиме налогообложения находитесь.

    В соответствии с п.1 ст.2 ФЗ от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон), контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

    Пунктом 2 той же статьи Закона предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

    Пунктом 2.1. ст. 2 Закона предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения, и не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

    Пунктом 3 ст. 2 Закона предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:

    • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
    • продажи ценных бумаг;
    • продажи лотерейных билетов;
    • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
    • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
    • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
    • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
    • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
    • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
    • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
    • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
    • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

    Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

    Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.



    На каком расстоянии от школ, больниц нельзя продавать сигареты и как считать это расстояние?

    Статьей 19 Федерального закона от 23.02. 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» предусмотрен запрет продажи табачных изделий на территории медицинских учреждений и школ, а также на расстоянии 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от образовательных учреждений.

    Если быть точнее, то «запрещается розничная торговля табачной продукцией:

    1. на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
    2. на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг».


    Какие документы должны быть в торговой точке?

    Единого перечня необходимых документов не существует, так же нет единого нормативного акта, в котором этот перечень был бы прописан.

    Местным законодательствам может быть предусмотрен дополнительный перечень документов, которые должны находиться в торговой точке. Ниже перечислены документы, обязательные для размещения в большинстве торговых точек:

    • В торговой точке должен быть уголок потребителя, в котором должны быть размещены Закон о защите прав потребителей (от 7 февраля 1992 г. №2300-1), Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55
    • Специальные документы (регламенты работы по видам экономической деятельности),
    • Книга отзывов и предложений (прошитая, пронумерованная с подписью и печатью),
    • Копии свидетельства о регистрации и о постановке на налоговый учет организации, лицензии, если деятельность лицензируется.
    • Проверяющие органы могут спросить договор аренды или Свидетельство о собственности на торговую точку, документы на ККМ, документы подтверждающие качество товара, накладные на товар.